Заведующая кафедрой

Александра Олеговна Власова, к.ф.н., доцент

 

Контактная информация

Тел.: +7 (812) 388 78 96

rus2spbgmu@mail.ru 

Ответственный за учебную работу: Пестрикова Светлана Геннадьевна,
+7 (812) 388-78-96, rus2spbgmu@mail.ru

Ответственный за научную работу: Новикова Татьяна Валентиновна,
+7 (812) 388-78-96, rus2spbgmu@mail.ru

Кафедра расположена в 21 корпусе, на 4 этаже.

 

История кафедры

Кафедра была создана в 1991 г. на базе подготовительного отделения для иностранных учащихся кафедры русского языка ПСПбГМУ (1 ЛМИ). Заведующая кафедрой с момента основания и по настоящее время – кандидат филологических наук доцент Власова А.О.

 

Цели и задачи кафедры, направления деятельности

Основной задачей кафедры является подготовка иностранных граждан к обучению на первом курсе медицинского вуза. Кафедра готовит студентов, приезжающих из стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

Кафедрой разработана система преподавания профессионально ориентированной научной речи, ведется преподавание по аспектам: грамматика, разговорная практика, научный стиль речи, лингвострановедение.

Кроме того, кафедра занимается со студентами, обучающимися  с применением языка-посредника (программа English Medium),  с целью подготовки их к клинической практике. Для этой цели разработаны методические материалы по целому ряду тем.

Для русскоговорящих студентов 1 курса факультета высшего сестринского образования, факультета клинической психологии и факультета адаптивной физической культуры читается курс «Русский язык и культура речи». Кроме того, для российских студентов проводятся элективы по орфоэпии, лексической стилистике, правописанию и синтаксису.

 

Содержание дисциплины, учебные программы

На кафедре русского языка № 2 преподаются следующие дисциплины:

1. Русский язык как иностранный (для учащихся подготовительного отделения)

Рабочая программа разработана для годового цикла обучения (1 и 2 семестры) и рассчитана на 1044 аудиторных часа (716 часов отводится на основной лексико-грамматический курс; 172 часа – научный стиль речи; 156 часов – лингвострановедение)

Целью реализации программы является подготовка учащихся к обучению на 1 курсе медицинского вуза. С одной стороны, студенты должны получить необходимые знания по избранной специальности, с другой – овладеть русским языком как средством общения в новой языковой среде и средством знакомства с Россией, ее социальной, научной и культурной жизнью. Для достижения этой цели необходимо овладение учащимися предложно-падежной и видо-временной системами русского языка, формирование у них словарного запаса в объеме не менее 5000 лексических единиц, в том числе терминологического минимума по предметам: биология, химия, физика.

Специфика общения в учебно–профессиональной сфере подразумевает овладение основами медицинской терминологии и терминологии естественнонаучных дисциплин, слушание лекций по предметам, умение участвовать в обсуждении специальных профессиональных тем, написание истории болезни на русском языке, выступление на семинарах и конференциях.

Учебно–календарные планы и рабочие программы для студентов подготовительного отделения базируются на «Программе по русскому языку для студентов–иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР» (Москва, «Русский язык», 1984 г.), «Программе по русскому языку для иностранных граждан. 1 уровень. Общее владение» («Златоуст», 2015 г.),  Приказе Минобрнауки России № 1304 от 3 октября 2014 г.

Преподавателями кафедры разработаны методические материалы для освоения программы подготовительного отделения:

Основная литература:

1. Власова А.О., Новикова Т.В., Макарова И.А., Пестрикова С.Г. Русский язык. Материалы  для работы во  2 семестре со студентами подготовительного отделения. Часть 1. Изд-во СПбГМУ, 2009. – 52 с.

2. Власова А.О., Новикова Т.В., Пестрикова С.Г. Русский язык. Материалы  для работы во 2 семестре со студентами подготовительного отделения. Часть II. Изд-во СПбГМУ, 2015. – 46 с.

3. Власова А.О., Новикова Т.В., Акулиничева Л.В., Коновалова Г.И., Пестрикова С.Г. Русский язык. Материалы  для работы во  2 семестре со студентами подготовительного отделения. Часть III. Изд-во СПбГМУ, 2012. – 46 с.

4. Власова А.О., Пестрикова С.Г. и др. Русский язык. Материалы для подготовки к монологическому высказыванию для учащихся подготовительного отделения. 1 семестр. Изд-во СПбГМУ, 2015. - 20 с.

5. Власова А.О., Гаврилов А.Ю., Лебеденко О.А., Новикова Т.В., Тимошкова Г.В. Указания по научному  стилю речи для подготовительного факультета. Часть 1. Изд-во СПбГМУ, 2003. – 36 с.

6. Акулиничева Л.В., Власова А.О., Гаврилов А.Ю., Лебеденко О.А., Новикова Т.В., Тимошкова Г.В. Указания по научному  стилю речи для подготовительного факультета. Часть 2. Изд-во СПбГМУ. 2004. – 27 с.

7. Акулиничева Л.В., Власова А.О., Гаврилов А.Ю., Лебеденко О.А., Новикова Т.В., Тимошкова Г.В. Указания по научному  стилю речи для подготовительного факультета. Часть 3. Изд-во СПбГМУ. 2004. – 18 с.

8.  Лебеденко О.А. Обучение чтению на материале биологии. Методические указания по научному стилю речи для подготовительного отделения. Изд-во СПбГМУ. 2012. – 27 с.

9. Лебеденко О.А. и др. Обучение записи лекций на материале биологии. Методические указания по научному стилю речи для подготовительного отделения.- Изд-во СПбГМУ. 2014. - 23  с.

Дополнительная литература:

10. Черняева Е.П. Первые уроки фонетики. Указания для учащихся подготовительного отделения. Изд-во СПбГМУ, 2006. – 36 с.

11. Новикова Т.В., Тимошкова Г.В. Обучение записи лекций. Указания для учащихся подготовительного отделения. Изд-во СПбГМУ, 2006. – 28 с.

12. Власова А.О., Новикова Т.В., Рудасева Г.Н., Тренина Е.В. Сборник упражнений по русскому языку для иностранных студентов. Корректировочный курс. Часть 1. (Совместно с кафедрой русского языка № 1)  – СПбГМУ, 2007. – 21 с.

13. Власова А.О., Новикова Т.В., Рудасева Г.Н., Тренина Е.В. Сборник упражнений по русскому языку для иностранных студентов. Корректировочный курс. Часть 2.  (Совместно с кафедрой русского языка № 1)  – СПбГМУ, 2008. – 15 с.

14. Акулиничева Л.В., Аспель А.Ю., Коновалова Г.И., Кривенцова М.В. и др. Врачи нашего университета. Сборник текстов для чтения по русскому языку для иностранных студентов подготовительного отделения. Изд-во СПбГМУ, 2012. – 26 с.

15. Новикова Т.В., Аспель А.Ю., Кривенцова М.В. и др. Врачи нашего университета. Сборник текстов для чтения по русскому языку для иностранных студентов подготовительного отделения. Изд-во СПбГМУ, 2012. – 26 с.

 

2. Русский язык для студентов English Medium (иностранных студентов, обучающихся с помощью языка-посредника)

Рабочая программа разработана для полуторагодового цикла обучения (1, 2 и 3 семестры) и рассчитана на 288 часов.

Целью изучения русского языка иностранными студентами, занимающимися по программе E.M., является подготовка к клинической практике, обучение их сбору анамнеза и написанию истории болезни на русском языке. 

Основная задача преподавания русского языка – формирование и развитие навыков профессиональной речи, поскольку именно на русском языке студент-практикант будет осуществлять общение с больными в клиниках университета и писать историю болезни.

Из этого вытекает следующая задача: развитие навыков аудирования. Студенты должны не только понимать на слух обращенную речь, но и уметь адекватно реагировать на обращенные к ним реплики больных, вести профессиональный диалог, на основе которого ими будет написана история болезни.

Преподавателями кафедры разработаны методические материалы для освоения программы по русскому языку для студентов English Medium:

1. Новикова Т.В., Пестрикова С.Г., Василькова А.П., Кучинская А.И. Русский язык на 2 курсе. Тексты для чтения. - Изд-во СПбГМУ, 2009. - 22 с. (1,5 п.л.) (Совместно с кафедрой иностранных языков)

2. Власова А.О., Пестрикова С.Г. и др. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Часть 1. (Подготовка к клинической практике). Материалы для занятий по русскому языку. (Совместно с кафедрой госпитальной терапии и с кафедрой иностранных языков). –  СПбГМУ, 2012. – 28с.

3. Власова А.О., Пестрикова С.Г. и др. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Часть 2. (Подготовка к клинической практике). Материалы для занятий по русскому языку. (Совместно с кафедрой госпитальной терапии и с кафедрой иностранных языков). –  СПбГМУ, 2007. – 20с.

4. Новикова Т.В., Акулиничева Л.В. и др. Заболевания дыхательной системы. (Подготовка к клинической практике). Материалы для занятий по русскому языку. (Совместно с кафедрой госпитальной терапии и с кафедрой иностранных языков). – СПбГМУ, 2005. – 42с.

5. Пахмутова Г.Н., Новикова Т.В. и др.  Заболевания пищеварительной системы. (Подготовка к клинической практике). Материалы для занятий по русскому языку. (Совместно с кафедрой госпитальной терапии и с кафедрой иностранных языков). –  СПбГМУ, 2006. – 36с.

6. Тимошкова Г.В., Пестрикова С.Г. Заболевания мочевыделительной системы. (Подготовка к клинической практике). Материалы для занятий по русскому языку. (Совместно с кафедрой госпитальной терапии и с кафедрой иностранных языков). – СПбГМУ, 2006. – 24с.

 

3. Русский язык и культура речи (для русскоговорящих студентов)

Рабочая программа разработана для цикла обучения в 1 семестре,  рассчитанного на 36 часов.

Содержание предмета «Культура речи» подразумевает работу с российскими учащимися медицинских вузов с целью корректировки наиболее распространенных и типичных речевых ошибок в сфере орфоэпии, лексикологии, морфологии и синтаксиса, а также развития у них навыков произнесения подготовленного монологического высказывания.

Целью обучения является формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере медицины.

Задачами обучения являются повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности, формирование и развитие необходимых знаний о языке, профессиональном и межкультурном общении, а также навыков и умений в области деловой и научной речи, написания и защиты научных работ.

Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Преподавателями кафедры разработаны методические материалы для освоения программы Русский язык и культура речи:

Основная литература:

1. Власова А.О. Русский язык и культура речи. (Методические разработки для студентов 1-2 курсов). - Изд-во СПбГМУ. 2012 г. – 48 с.

Дополнительная литература:

2.  Пахмутова Г.Н. Обучение записи лекций. Указания для элективного курса. -  Изд-во СПбГМУ, 2009. - 26 с.

3. Пашаева А.О. Морфологические нормы современного русского языка. Указания для элективного курса. - Изд-во СПбГМУ. 2009 - 19 с. 

4. Власова А.О. Лексическая стилистика. Указания для элективного курса. - Изд-во СПбГМУ. 2009. - 44 с.

5. Шершнёва И.Л. Нормы русского произношения. Методические указания для элективного курса. Изд-во СПбГМУ. 2010. – 27 с.

6. Власова А.О., Пахмутова Г.Н. Некоторые трудности русской орфографии. - Изд-во СПбГМУ. 2010 г. – 32 с. (п.л.)

7. Власова А.О., Беневоленская Н.П., Пахмутова Г.Н. Некоторые трудности русской пунктуации. Методические указания для элективного курса.-  Изд-во СПбГМУ. 2014. - 40 с.

 

Последипломная подготовка

На кафедре обучаются иностранные ординаторы и аспиранты, приезжающие в ПСПбГМУ без знания русского языка.

Научная деятельность

Научная работа на кафедре проводится по теме «Обучение иностранных учащихся медицинского вуза общению на русском языке» (общая тема ПК 15 «Совершенствование процесса обучения в вузах медико-биологического профиля в условиях введения ФГОС нового поколения»).

Сотрудниками кафедры подготовлены и защищены 5 кандидатских диссертаций по темам:

«Структурно–семантическая характеристика психиатрической терминологии русского языка»;

«Англо–американские заимствования в современном русском языке»;

«Структурно–семантический анализ и системность составных терминов кардиологии и пульмонологии (наименования болезней и патологических процессов)»;

«Двувидовые глаголы в современном русском языке»;

«Обучение иностранных студентов выражению эмоций средствами русского языка».

В настоящее время ст. преподаватель Андрейчикова О.Ю. работает над диссертационным исследованием по теме «Обучение иностранных студентов 1 сертификационного уровня чтению художественных текстов».

В научной работе принимают участие все преподаватели кафедры. Большое внимание уделяется публикации методических материалов, служащих базой для проведения практических занятий.

 

Штат кафедры

На кафедре работает 15специалистов с высшим филологическим образованием, 2 доцента кандидата филологических наук, специалист по учебно–методической работе, лаборанты.

Сотрудники кафедры:

А. О. Власова — зав. кафедрой, кандидат филологических наук, доцент, тема научных исследований — медицинская терминология русского языка,  разработала методические указания по русскому языку для студентов ЕМ, читает лекции по курсу «Русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса, ведет элективы: «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации», «Лексическая стилистика русского языка», является заместителем декана иностранных студентов по стоматологическому факультету; общий стаж работы 37 лет, по специальности – 32 года. Преподаваемая дисциплина: "Русский язык как иностранный".

С. Г. Пестрикова — старший преподаватель, заведует учебной частью кафедры, разработала курс лингвострановедения для начального этапа обучения, разработала программу по русскому языку для студентов ЕМ, ведет воспитательную работу со студентами подготовительного отделения, ведет подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в рамках программы ММА; общий стаж работы 35 лет, по специальности – 35 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium".

Т. В. Новикова — доцент кафедры, кандидат филологических наук, ответственная за научно–исследовательскую работу кафедры, тема диссертационного исследования «Англо–американские заимствования в современном русском языке», работает со студентами подготовительного отделения, разработала методические указания по русскому языку для студентов ЕМ, читает элективный курс для иностранных учащихся «Введение в медицинскую терминологию»; общий стаж работы 26 лет, по специальности – 26 лет. Преподаваемая дисциплина: "Русский язык как иностранный".

О.А. Лебеденко – старший преподаватель, разработала методический цикл по научному стилю речи; ведет курс «Русский язык русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса; темы научно-методических исследований – синтаксис русского языка, научный стиль речи на подготовительном отделении для иностранных учащихся; общий стаж работы 49 лет, по специальности – 42 года. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык и культура речи".

Г. В. Тимошкова — старший преподаватель, тема научно–методических исследований — научный стиль речи на подготовительном отделении, разработала методические указания по русскому языку для студентов ЕМ, куратор учебных групп подготовительного отделения,  общий стаж работы 25 лет, по специальности – 25 лет. Преподаваемая дисциплина: "Русский язык как иностранный".

Е.П. Черняева – старший преподаватель, более 15 лет работает со студентами подготовительного отделения,ведет подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в рамках подготовительных курсов при ПСПбГМУ, ведет курс «Русский язык русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса, область научно-методических исследований – лексикология русского языка, куратор учебных групп подготовительного отделения, руководитель литературно-музыкальной студии «Второе дыхание», общий стаж работы 41 год, по специальности – 38 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium", "Русский язык и культура речи".

Л.В. Акулиничева – старший преподаватель, более 20 лет работает со студентами подготовительного отделения, разработала систему тестирующих и контрольных заданий для подготовки к промежуточному и итоговому экзаменам, разработала методические указания по русскому языку для студентов ЕМ; общий стаж работы – 44 года, по специальности – 39 лет. Преподаваемая дисциплина: "Русский язык как иностранный".

С.Е. Шалимова – старший преподаватель, работает со студентами подготовительного отделения, разработала систему тестирующих и контрольных заданий для подготовки к промежуточному и итоговому экзаменам; общий стаж работы 45 лет, по специальности – 38 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium".

М.В. Кривенцова – старший преподаватель, заведует учебной частью кафедры по работе со студентами English Medium, ведет курс «Русский язык русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса; работает со студентами подготовительного отделения, область научно-методических исследований – орфоэпия русского языка; общий стаж работы 25 лет, по специальности – 10 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium", "Русский язык и культура речи".

А.Ю. Аспель – ст. преподаватель, разработала курс лингвострановедения для студентов подготовительного отделения, ведет курс «Орфоэпические трудности в русской речи» в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи для русскоязычных студентов»; общий стаж работы 24 года, по специальности – 15 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык и культура речи".

Г.Е. Дубинчук – старший преподаватель, 34 года работает со студентами подготовительного отделения, ведет подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в рамках подготовительных курсов при ПСПбГМУ, ведет курс «Русский язык русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса; область научно-методических исследований – морфология русского языка; общий стаж работы 38 лет, по специальности – 38 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium", "Русский язык и культура речи".

И.В. Русинова – старший преподаватель, ведет курс «Русский язык русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса; более 15 лет работает со студентами подготовительного отделения, область научно-методических исследований – орфоэпия русского языка; общий стаж работы 25 лет, по специальности – 20 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium".

Ю.А. Харб – старший преподаватель, ведет курс «Русский язык русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов 1 курса; область научно-методических исследований – морфология русского языка; общий стаж работы 15 лет, по специальности – 10 лет. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium", "Русский язык и культура речи".

О.И. Андрейчикова – старший преподаватель, тема научных исследований «Работа с художественным текстом на уроках русского языка как иностранного 1 сертификационного уровня»; ведет работу с группами иностранных учащихся подготовительного отделения; общий стаж работы 5 лет, по специальности – 2 года. Преподаваемые дисциплины: "Русский язык как иностранный", "Русский язык для студентов English Medium".

Е.П. Александрова – старший преподаватель, разработала ряд методических пособий по медицинской терминологии, а также элективный курс по латинскому языку «Введение в античную культуру»; общий стаж работы 26 лет, по специальности – 21 год.  Преподаваемая дисциплина: "Русский язык как иностранный".

 

Материально-техническое обеспечение, учебные помещения