SlyakhtoE VЗаведующий кафедрой

Евгений Владимирович Шляхто - д.м.н., академик РАН, Заслуженный деятель науки РФ, Президент Российского кардиологического общества, главный кардиолог Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова.

 

 

 

Контакты:

Секретарь +7(812) 338 6646

Факс:+7(812) 338 6084

eshlyakhto@spmu.rssi.ru

Ответственные:

За учебную работу: доцент Баженова Елена Анатольевна

За лечебную работу: профессор Нифонтов Евгений Михайлович

За научную работу: профессор Баранова Елена Ивановна

Кафедра расположена в 11 корпусе, на 3 этаже.

 

 

История кафедры

Кафедра основана в 1900 году. Первый заведующий кафедрой — профессор М. М. Волков, ученикС. П. Боткина, выдающегося русского клинициста, основателя петербургской терапевтической школы. На кафедре работали блестящие ученые — академик Г. Ф. Ланг, внесший значительный вклад в изучение этиопатогенеза гипертонической болезни, имя которого с 1997 г. носит кафедра, академики В. А. Алмазов, А. Л. Мясников, М. Д. Тушинский, В. Г. Баранов, профессора Д. М. Гротель, А. Г. Дембо, И. Е. Ганелина, А. Н. Кедров, М. Я. Ратнер, Т. С. Истаманова и другие. О международном признании выполняемых на кафедре исследований свидетельствует присуждение В. А. Алмазову звания «Человек года» и награждение его медалью «За выдающиеся достижения в области медицины ХХ столетия» Международным биографическим центром (Кембридж, Великобритания) в 1996 году. Сотрудничество ученых кафедры с коллегами, работающими в ведущих зарубежных медицинских центрах, помогает проводить научные исследования и осуществлять лечение больных в соответствии с мировыми стандартами.

 

Цели и задачи кафедры, направления деятельности

Основные учебные цели преподавания внутренних болезней в течение 4 — 5 — 6–го годов обучения — дать знание этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний внутренних органов; закреплять и совершенствовать умения обследовать терапевтического больного; формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз), научить использовать метод дифференцированной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм; научить основным принципам профилактики и лечения заболеваний внутренних органов (подготовить к производственной практике после 4 и 5 курса).

Нозологические единицы заболеваний благоприятно распределены между 4 и 5 курсами в соответствии с программой МЗ РФ от 1999г. Ориентиром в отборе учебного материала послужили квалификационные характеристики специалистов и Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «лечебное дело».

Основные учебные цели и задачи

 

Содержание дисциплины, учебные программы

Внутренние болезни являются основной дисциплиной, которая формирует базовые профессиональные знания врача–лечебника. Изучаются внутренние болезни на четвертом, пятом и шестом курсах на основании знания фундаментальных дисциплин: нормальной и патологической анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, а также фармакологии, пропедевтики внутренних болезней. Знание особенностей внутренних болезней (аллергические состояния, сердечная недостаточность, артериальная гипертензия и др.) необходимо для последующего изучения более узких дисциплин: глазных болезней, акушерства и гинекологии, хирургии, стоматологии, туберкулеза. Также знания смежных дисциплин помогают студентам в изучении внутренних болезней (онкология, хирургия, фтизиатрия, неврология, рентгенология, радиология, лечебная физкультура и другие). Поэтому очень важна вертикальная и горизонтальная интеграция программ обучения в медицинском вузе. В настоящее время наибольшую актуальность изучению внутренних болезней придает факт, что наиболее частой причиной смерти населения в развитых странах являются сердечно–сосудистые заболевания. Поэтому врач–лечебник обязан не только знать вопросы этиологии, клиники, диагностики и лечения основ внутренних болезней, но и быть вооружен методами профилактики.

Учебные программы

 

Лекции кафедры

Гематология:
1. Железодефицитные, В12 и фолиеводефицитные анемии
2. Лимфопролиферативные заболевания
3. Множественная миелома
4. Острые лейкозыз
5. Трансплантация тволовых клеток
6. Хронические миелопролиферативные заболевания
7. Гемолитические анемии
8. Гипопластические состояния кроветворения

Гастроэнтерология:
1. Болезни пищевода
3. Язвенная болезнь
4. Хронический панкреатит
5. Болезни внепеченочных желчных путей и желчного пузыря
6. Хронический гепатит
7. Цирроз печени
8. Токсические (алкогольный) гепатиты
9. Синдром раздраженной кишки
10. Неспецифические заболевания кишечника
11. Стеатоз печени
12. Гастрит

Кардиология:
1. Перикардиты
2. Сердечная недостаточность
3. Симптоматические АГ
4. ОКС
5. Инфекционный эндокардит
6. Аортальные пороки
7. Митральные пороки
8. Большие сердца
9. ИБС
10. Кардиомиопатии
11. Неотложные состояния
12. ОРЛ

Пульмонология
1. Пневмония: классификация, этиология, клиника, диагностика, лечение
2. Плевриты
3. Профессиональные заболевания легких

Суставной синдром

 

Последипломная подготовка

Клиническая интернатура: специализация — терапия.

Среднее количество интернов — 16 человек.

Клиническая ординатура: специализация — кардиология, терапия, эндокринология и гематология. Общее количество клинических ординаторов — 40–45 человек.

Обучение проводится на нескольких клинических базах:

  • клиника факультетской терапии, имеющая кардиологическое, общетерапевтическое, эндокринное и гематологическое отделения

  • другие клиники Университета

  • Федеральный центр «Сердца, крови и эндокринологии» им. В. А. Алмазова,

  • Областная клиническая больница

  • Городской ревматологический центр.

  • В процессе обучения клинические ординаторы регулярно сдают зачеты и экзамены, ведут дневники своей работы. Ведущими специалистами Университета для клинических ординаторов регулярно читаются лекции, проводятся клинические разборы, семинарские занятия. Обучение ведется в соответствии с рекомендуемыми «Рабочими программами».

  • Цикл первичной переподготовки «Кардиология» 576 часов.

  • Цикл первичной переподготовки «Функциональная диагностика».

  • Цикл тематического усовершенствования «Клиническая кардиология» 288 часов.

  • Цикл тематического усовершенствования «Клиническая электрокардиография и избранные вопросы функциональной диагностики» 288 часов.

  • Цикл тематического усовершенствования «Современные вопросы кардиологии» 144 часа.

  • Цикл тематического усовершенствования «Актуальные проблемы современной аритмологии: диагностика нарушений ритма, консервативная тактика и хирургическое лечение аритмий» 144 часа.

  • Цикл тематического усовершенствования «Актуальные вопросы терапии и кардиологии» 144 часа.

 

Научная деятельность

Научные исследования проводятся сотрудниками кафедры совместно с научными сотрудниками института сердечно–сосудистых заболеваний. Материально–техническая база института — отделение функциональной диагностики. Кафедра и институт проводят совместные научные исследования с подразделениями университета: кафедрой лабораторной диагностики, кафедрой патологической анатомии, кафедрой патологческой физиологии, кафедрой офтальмологии. Внешнее сотрудничество осуществляется с лабораторией молекулярно–генетических исследований Санкт–Петербургской государственной педиатрической академии.

В состав института сердечно–сосудистых заболеваний входят следующие лаборатории:

  • лаборатория ишемической болезни сердца

  • лаборатория артериальной гипертензии

  • лаборатория неотложной кардиологии

  • лаборатория кардиомиопатий

  • лаборатория биофизики кровообращения

Основные научные исследования проводятся в традиционных для кафедры областях — кардиологии, эндокринологии и гематологии. Планирование и координация научных исследований проводится проблемной комиссией №1 и осуществляется коллегиально на заседаниях кафедры. На заседаниях обсуждаются и утверждаются также темы диссертационных работ сотрудников других подразделений университета, если тематика их работы соответствует направлению работы проблемной комиссии. Периодически на заседаниях кафедры заслушиваются отчёты аспирантов, докторантов и соискателей кафедры о ходе научных исследований и предварительных результатах. После завершения диссертационных исследований на заседаниях проходит обсуждение работы с участием рецензентов — членов проблемной комиссии, которые предварительно знакомятся с результатами работы. Рецензенты высказывают своё мнение и замечания по работе, после открытого обсуждения выносится решение о том, может ли работа быть представлена в диссертационный совет для защиты. На кафедральных заседаниях подводятся итоги научных работ. На кафедре проводится подготовка научно–педагогических кадров по специальностям: кардиология, эндокринология и гематология.

 

Сотрудники кафедры

Профессора

Баранова Елена Ивановна, д.м.н.

Беляева Ольга Дмитриевна, д.м.н.

Беркович Ольга Александровна, д.м.н.

Большакова Ольга Олеговна, д.м.н.

Бурова Наталья Николаевна, д.м.н.

Волкова Анна Ральфовна, д.м.н.

Гудкова Александра Яковлевна, д.м.н.

Гринева Елена Николаевна, д.м.н.

Зарицкий Андрей Юрьевич, д.м.н.

Каронова Татьяна Леонидовна, д.м.н.

Конради Александра Олеговна, д.м.н.

Лапотников Виктор Александрович, д.м.н.

Нифонтов Евгений Михайлович, д.м.н.

Моисеева Ольга Михайловна, д.м.н.

Панов Алексей Владимирович, д.м.н.

Сергеева Елена Геннадьевна, д.м.н.

Ситникова Мария Юрьевна, д.м.н.

Доценты

Бабенко Алина Юрьевна, д.м.н.

Баженова Елена Анатольевна, к.м.н.

Бродская Инна Семеновна, д.м.н.

Быстрова Анна Андреевна, к.м.н.

Волкова Елена Владимировна, к.м.н.

Жданова Ольга Николаевна, к.м.н.

Залевская Алсу Гафуровна, к.м.н.

Камшилова Елена Александровна, к.м.н.

Кацап Анна Александровна, к.м.н.

Козленок Андрей Валерьевич, к.м.н.

Колесник Ольга Степановна, к.м.н.

Костарева Анна Александровна, к.м.н.

Краевский Евгений Владимирович, к.м.н.

Лебедева Елена Владимировна, к.м.н.

Остроухова Елена Николаевна, к.м.н.

Полуничева Екатерина Викторовна, к.м.н.

Рудакова Тамара Леонидовна, к.м.н.

Салогуб Галина Николаевна, к.м.н.

Семернин Евгений Николаевич, к.м.н.

Соболева Анна Валерьевна, к.м.н.

Стадник Елена Александровна, к.м.н.

Эртман Александр Энгельсович, к.м.н.

Асситенты

Агеева Виктория Викторовна, к.м.н.

Березовская Гелена Анатольевна, к.м.н.

Бородзюля Маргарита Эдуардовна

Дора Светлана Владимировна, к.м.н.

Драганова Анна Сергеевна

Дыгун Ольга Дмитриева

Емельянов Игорь Витальевич, к.м.н.

Заславская Екатерина Леонидовна

Зуева Ирина Борисовна, д.м.н.

Игнатьева Ольга Игоревна, к.м.н.

Ионова Жанна Игоревна, к.м.н.

Ионин Валерий Александрович, к.м.н.

Ломарева Надежда Ивановна

Мамонтов Олег Викторович, к.м.н.

Николайчук Екатерина Ивановна

Патракеева Евгения Михайловна, к.м.н.

Полякова Екатерина Анатольевна, к.м.н.

Попова Полина Викторовна, к.м.н.

Симаненкова Анна Владимировна

Томаева Ирена Ирбековна, к.м.н.

Трусов Иван Сергеевич

Циберкин Александр Иванович

Шапкова Евгения Александровна, к.м.н.

Юсипова Талия Харуновна, к.м.н.

WhiteSands