Заведующая кафедрой - Елена Владимировна Каледина, к. филол. н.

 

Контактная информация

Тел.: 8 (812) 338 71 39

medlatin@rambler.ru

Ответственные:

За учебную работу: доцент Пиотровский Д.Д., 8 (812)338 71 39

За научную работу: доцент Каледина Е.В.8 (812)338 71 39

Кафедра расположена в 21 учебном корпусе, на 3 этаже.

 

История кафедры

Преподавание латинского языка в I ЛМИ началось в 1930 году. Сначала существовала общая кафедра латинского и иностранных языков, в 1938 году она разделилась на две самостоятельные кафедры. Первым заведующим кафедрой был назначен Август Адольфович Крогиус. Ему принадлежит заслуга создания первого курса латинского языка. В 1933 году во главе кафедры встает Яков Яковлевич Гуревич. В 1942 году кафедру возглавила профессор Мария Ефимовна Сергеенко. Ученый с мировым именем, М.Е. Сергеенко была выдающимся исследователем античной истории и филологии. Труд М.Е. Сергеенко был высоко оценен- она была награждена правительственными наградами.К 100-летию СПбГМУ имя Марии Ефимовны Сергеенко было занесено на Доску Почета университета.

В 1962 году заведывание кафедрой принимает доцент Наталья Сергеевна Белова. Н.С. Белова стала одним из инициаторов развития терминологической направленности обучения терминологии и разработала методику преподавания профилированной лексики.

С 1984 по 2014 кафедрой руководила Ирина Константиновна Смирнова, кандидат исторических наук, доцент. В этот период были составлены и изданы пособия для практических занятий и самостоятельной работы, введен элективный курс по античной культуре.

Большое значение для организации учебной работы и воспитания студентов в разные годы имела деятельность заведующих учебной частью кафедры – старших преподавателей С.А. Рейнке, И.А. Николаевой, К.А. Лайус, Н.Г. Рыбкиной.

 

Цели и задачи кафедры, направления деятельности

Целью кафедры является базисная подготовка студентов к грамотному использованию научной терминологии в процессе обучения в вузе и в дальнейшем к компетентному владению профессиональным языком врача.

Латинский язык является пропедевтической дисциплиной и выступает как одно из звеньев общей профессиональной подготовки будущих врачей. Усвоение греко-латинской медицинской терминологии дает базу для изучения всех дисциплин – медико-биологических, клинических и фармацевтических; а знание латинской грамматики позволит грамотно выписывать рецепты. Латинский язык является опорой при изучении иностранных языков и культуры речи.

Помимо профессиональной подготовки решаются общеобразовательные и общекультурные задачи, которые реализуются путем включения в учебный материал афоризмов, пословиц и медицинских выражений и через комментарии к ним.

Кафедра обучает студентов по дисциплине «Латинский язык»,  читает дополнительные элективные курсы, организует учебно-исследовательскую работу студентов, проводит олимпиады.

Кафедра является межфакультетской и обеспечивает учебный процесс на 1 курсе всех факультетов университета, включая студентов лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов, иностранных студентов медицинского факультета и адаптивной физической культуры, отделения спортивной медицины и клинической психологии, института сестринского образования и факультета высшего сестринского образования.

 

Содержание дисциплины, учебные программы

Рабочая программы дисциплины «Латинский язык» строится в соответствии с требованиями ФГОС 3+  и утверждена на заседании Методического Совета ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова.

Основные темы рабочей программы по латинскому языку:

Раздел I. Введение. История латинского языка. История формирования греко-латинской медицинской терминологии.

Радел II. Фонетика. Ударение.

Раздел III. Анатомо-гистологическая терминология. Грамматика. Имя существительное. Имя прилагательное Система склонений. 

Раздел IV. Клиническая терминология. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие префиксы,  суффиксы, основы  и терминоэлементы. 

Раздел V. Фармацевтическая терминология. Номенклатура лекарственных средств. Глагол. Винительный падеж и аблятив.  Предлоги. Латинская часть рецепта. Химическая номенклатура на латинском языке. Важнейшие рецептурные сокращения. 

Таким образом, каждый раздел включает как элементы латинской грамматики, так и конкретную подсистему медицинской терминологии с профильным лексическим материалом. Во все разделы включены латинские пословицы и афоризмы. 

 

Контроль и оценка усвоения материала

Текущий контроль. Проверяется подготовленность студента к очередному занятию. Студенты пишут за учебный год 20 микроработ (МК) по 10 в каждом семестре. Работы включают задания в тестовой форме.

Промежуточный контроль. Проверяется усвоение больших тем курса. Студенты пишут 6 контрольных работ (КР) по 3 в каждом семестре.

Итоговый контроль. Итоговый контроль проводится в конце обучения: 

 по специальности «Клиническая психология» в осеннем семестре – зачет, 

 по специальности «Лечебное дело» в весеннем семестре – экзамен,

по всем остальным специальностям в весеннем семестре – зачет.

Работа студентов оценивается по традиционной пятибалльной системе и по балльно-рейтинговой системе.

Балльно-рейтинговая система оценки усвоения дисциплины «Латинский язык»
План изучения дисциплины
Элективы
Латинские афоризмы, пословицы, медицинские выражения
Вопросы для подготовки к зачету/экзамену
Тест по теме «Анатомическая терминология» (I семестр)
Тест по теме «Клиническая терминология» (II семестр)
Тест по теме «Фармацевтическая терминология» (II семестр)

Ссылки на учебно-методические пособия:

"Основы клинической терминологии" Указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов 1 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины
"Основы клинической терминологии" Методические указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов 1 курса стоматологического факультета
"Основы латинской фармацевтической терминологии" Методические указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов
"I - V склонение в анатомической терминологии" Методические указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов 1 курса стоматологического факультета

 

Научная деятельность

Научно-методическая работа кафедры проходит в рамках ПК №15 «Вопросы высшей школы и гуманитарных наук» по теме «Оптимизация методики преподавания и совершенствование процесса обучения в вузах медико-биологического профиля» по фрагменту «Совершенствование методики обучения греко-латинской медицинской терминологии и воспитательной работы на кафедре».

В октябре 2016 года была проведена Всероссийская научно-учебно-методическая конференция с международным участием «Методические и лингвистические аспекты греко-латинской медицинской терминологии», в работе которой приняли активное участие 44 вуза и преподаватели кафедры.

Сотрудники кафедры участвуют в работе цикловой методической комиссии по психолого-педагогическим дисциплинам и кафедр гуманитарного цикла.

 

Дополнительная информация

Кафедра располагает 4 учебными кабинетами, компьютером, принтером, копировальным аппаратом, переносным ноутбуком и мультимедийным проектором.

 

Учебная литература для студентов – методические указания для практических занятий, составленные совместно с морфологическими и клиническими кафедрами университета и выпущенные в издательстве СПбГМУ.

  1. Е.П. Александрова, И.К. Смирнова, А.О. Крейнина, Т.В. Шабурина, Е.П. Макарова, Н.В. Петряевская. Основы медицинской терминологии. Рецептура. Указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов I курса. СПб, изд-во СПбГМУ, 2008 – 68 с.
  2. Т.Р. Плахова, И.К. Смирнова, Е.П. Александрова А.О. Крейнина, О.А. Варнаева. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Указания по латинскому языку для самостоятельной работы. СПб. изд-во СПбГМУ, 2008 – 83 с.
  3. Я.В. Стюф, И.К. Смирнова, Е.П. Александрова, А.О. Крейнина,                            П.С. Шабак-Спасский. Основы клинической терминологии. Указания к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета. СПб, изд-во СПбГМУ, 2010 – 52 с.
  4. Е.П. Александрова, И.К. Смирнова, Т.В, Шабурина. Латинский язык и основы анатомической терминологии. Указания к практическим занятиям. Спб, изд-во СПбГМУ, 2009 – 83 с.
  5. Я.В. Стюф, И.К. Смирнова. Рекомендации по латинской терминологии к занятиям по терапевтической стоматологии (Для студентов 3,4,5 курсов). СПб, изд-во СПбГМУ, 2009 – 39 с.

 

Штат кафедры

На кафедре работают 2 доцента, 3 старших преподавателя, 2 преподавателя и лаборанты.

Елена Владимировна Каледина – заведующая кафедрой, кандидат филологических наук, повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского ВУЗа», «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Дмитрий Дмитриевич Пиотровский – кандидат филологических наук, завуч кафедры, повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского ВУЗа», «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Генриетта Николаевна Иванова – кандидат филологических наук, доцент, повышение квалификации: «Высшее медицинское образование в России: качество и инновации», «Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского ВУЗа», «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Татьяна Романовна Плахова – старший преподаватель, повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского ВУЗа», «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Павел Алексеевич Ворончихин – старший преподаватель, повышение квалификации: «Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского ВУЗа», «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Анна Андреевна Кириченко – старший преподаватель, повышение квалификации: «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Дарья Александровна Бирюкова – преподаватель, повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского ВУЗа», «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

Елена Аркадьевна Бабаина – преподаватель, повышение квалификации: «Актуальные вопросы греко-латинской медицинской терминологии», «Основы информационных технологий».

WhiteSands