Nikolay Antonovich Yaickiy
Заведующий кафедрой

профессор Яицкий Николай Антонович - академик РАН, председатель проблемной комиссии «Новые хирургические технологии» Северо-Западного отделения РАМН, член президиума Совета Ректоров ВУЗов Санкт-Петербурга, почетный член хирургического общества им.Н.И.Пирогова, член международного хирургического общества, член президиума Всероссийского научного Совета по колопроктологии, президент Санкт-Петербургского отделения Российской медицинской ассоциации.


Контактная информация:
  

тел.:  (812) 338 7855 

email: gvrybakov@mail.ru

Ответственные:

  • за научную работу – профессор Варламов Владимир Васильевич, тел.: 338 7826
  • за учебную работу – доцент Рыбаков Геннадий Викторович, тел.: 338 7893
  • за работу с интернами, клиническими ординаторами – ассистент Осипенко Светлана Константиновна, тел.: 338 7835


Кафедра расположена в корпусе№44  (ул. Рентгена, д. 12)

 

История кафедры 

В Санкт-Петербургском женском медицинском институте кафедра госпитальной хирургии была открыта осенью 1901 года или через 4 года после его основания. К этому времени слушательницы прошли начальное обучение по хирургии на кафедре общей и факультетской хирургии и, выражаясь словами Н.И.Пирогова, возникла необходимость «научить студента разбираться в диагностике и лечить больных, используя для этого те знания, которые он приобрел на протяжении всего периода обучения». Читать подробнее историю кафедры

 

Основные направления научной деятельности

Абдоминальная хирургия и онкология

  • Выбор тактики лечения рака толстой кишки
  • Хирургические вмешательства на органах гепато-панкреато-билиарной зоны
  • Хирургия щитовидной железы
  • Разработка тактики и методов лечения острых хирургических заболеваний органов брюшной полости


Сердечно-сосудистая хирургия

  • Разработка тактики хирургического лечения хронической ишемии органов пищеварения
  • Разработка тактика и методов лечения ишемической болезни сердца
  • Хирургическое и эндоваскулярное лечение окклюзионных и аневризматических поражений аорты и ее ветвей


Торакальная хирургия. Хирургия легких

  • хирургическое и комбинированное лечение злокачественных опухолей легких с применением лазерных технологий, фотодинамической терапии
  • хирургическая коррекция эмфиземы легких
  • эндоскопическое паллиативное лечение обтурирующих опухолей трахеи и бронхов с применением лазерных технологий
  • диагностика и лечение папилломатоза трахеи и легких
  • диагностика и лечение новообразований средостения
  • диагностика и лечение плевральных выпотов
  • диагностика и лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни
  • эндоскопическая хирургия трахеи и крупных бронхов
  • видеоторакоскопические диагностические и лечебные вмешательства на органах грудной полости

 

Последипломная подготовка

Клиническая интернатура: хирургия

Клиническая ординатура: хирургия, торакальная хирургия, сердечно-сосудистая хирургия

 

Содержание дисциплины, учебные программы

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является обучение студентов принципам диагностики атипичного течения и дифференциальной диагностики основных хирургических заболеваниий; принципам лечения различных хирургических заболеваний; показаниям к хирургическим вмешательствам и особенностям тактики в различных клинических ситуациях .

Задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с принципами организации и работы госпитальной хирургической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
  • ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
  • ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных при атипичном течении хирургическихо  заболеваний.
  • ознакомление студентов с делопроизводством в госпитальной хирургической клинике;
  • ознакомление студентов с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в госпитальной хирургической клинике;
  • формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области госпитальной хирургии.
  • формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками;
  • ознакомление студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, лечением и профпатологией основных  хирургических заболеваний  при атипичном их течении, обучение студентов выделять заболевания, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;
  • формирование у студентов представления о распространённости и значимости хирургических заболеваний  с атипичным их течением и взаимосвязях этих заболеваний с патологией других органов и систем;
  • формирование у студентов навыков диагностики, лечения хирургических заболеваний основных  хирургических заболеваний  при атипичном их течении, а также оказания неотложной хирургической помощи при такой патологии.


Планируемые результаты обучения по дисциплине:

Студент, освоивший программу дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия», должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
  • способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);


Студент, освоивший программу дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия», должен обладать общепрофессиональными компетенциями:

  • готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
  • готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);
  • готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);
  • способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);


Студент, освоивший программу дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия», должен обладать профессиональными компетенциями:

  • готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
  • способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (ПК-6);
  • способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
  • готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11);


В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • этиологию, патогенез, динамику патологических изменений и связанных с ними функциональными расстройствами при  атипичном течении различных хирургических заболеваниях;
  • основные принципы  клинического обследования экстренных и плановых больных  хирургического профиля;
  • особенности лучевой диагностики  при атипичном течении различных хирургических заболеваний;
  • особенности основных оперативных вмешательств  при основных  хирургических заболеваниях;
  • организацию плановой и неотложной медицинской помощи, правила ведения медицинской документации.
  • взаимосвязь  хирургической патологии   с заболеваниями  организма в целом;
  • о возможностях отечественной и зарубежной техники для диагностики  и лечения атипичных форм течения хирургических заболеваний.


Уметь:

  • собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента с различными атипичными формами течения хирургических заболеваний;
  • проводить опрос пациента и его родственников, выявлять жалобы, анамнез жизни, анамнез болезни;
  • проводить осмотр и физикальное исследование пациента традиционными методами;
  • составлять план дополнительных методов обследований  пациента;
  • анализировать результаты дополнительных методов исследования;
  • ставить предварительный диагноз и провести дифференциальную диагностику атипичных форм течения, а также  оказывать экстренную врачебную помощь детям и взрослым на догоспитальном этапе при следующих  хирургических заболеваниях: острого аппендицита и его осложнений; острого холецистита, при осложненном течении заболевания (холангит, эмпиема пузыря, механическая желтуха, перитонит), хронического холецистита, острого панкреатита и его осложнений, осложненного течения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острой кишечной непроходимости, мезентериального тромбоза, грыж живота, при осложненном течении, внутрибрюшного кровотечения, пневмоторакса, перитонита, злокачественных заболеваний различных органов, внематочной беременности;
  • решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о пациенте, диагностикой, лечением, профилактикой и оказанием помощи больным с атипичным течением  хирургических заболеваний;
  • самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач по госпитальной хирургии;
  • вести истории болезни больного с атипичным течением хирургических заболеваний;
  • реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента.


Владеть:

  • методами работы с учебной и учебно-методической литературой;
  • методами общеклинического обследования больных;
  • методами анализа результатов лабораторного обследования (клинических и биохимических анализов крови, мочи, бактериологического, гистоморфологических исследований, рентгенологических исследований: рентгенографии, КТ, МРТ и др.) и дополнительной информации о состоянии больных.
  • алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
  • выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.


Начало занятий на кафедре в 9-00 на утренней врачебной конференции в конференц-зале 6-го этажа. Опоздавшие по неуважительной причине на утреннюю конференцию студенты к занятиям не допускаются. Окончание занятий в 14-30.

Студенты приходят на занятия в халате, шапочке, сменной обуви, с маской и фонендоскопом. Для участия в операциях необходимо иметь чистый костюм из х/б ткани.

Все пропущенные занятия отрабатываются во время цикла практических занятий со своим преподавателем. Вечерние отработки на кафедре и дополнительные циклы практических занятий не проводятся.

В течение цикла практических занятий студенты проходят 2 компьютерных зачета по лекционному материалу в компьютерном центре университета или местах свободного доступа к интернету (библиотека, помещение кафедры и др.).

Зачет по курсу госпитальной хирургии ставится студентам, прошедшим цикл на кафедре, не имеющим пропусков и имеющим положительные оценки за работу с больным, а также за контрольные вопросы по материалам практических занятий, лекций и компьютерному зачету.

Цикл практических занятий  «Госпитальная хирургия, детская хирургия» завершается курсовым экзаменом (итоговая аттестация). 

Экзаменационные вопросы

Название тем лекций базовой части дисциплины по ФГОС

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

Периодические издания:

  1. Вестник хирургии имени И.И.Грекова
  2. Хирургия им. Н.И.Пирогова
  3. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.
  4. «Journal of Pediatric Surgery»


Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки усвоения дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия»

 

Штат кафедры

  • заведующий кафедрой, академик РАН, профессор Яицкий Николай Антонович
  • профессор, д.м.н  Варламов Владимир Васильевич
  • профессор, д.м.н. Зверев Олег Георгиевич
  • профессор, д.м.н. Акопов Андрей Леонидович – руководитель отдела торакальной хирургии НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ
  • доцент, к.м.н. Яковлева Екатерина Сергеевна
  • доцент, к.м.н. Рыбаков Геннадий Викторович
  • доцент, к.м.н. Зубаровский Игорь Николаевич
  • доцент, к.м.н. Бедров Александр Ярославович – зав. сосудистым отделением
  • доцент, д.м.н. Корольков Андрей Юрьевич – руководитель отдела неотложной хирургии НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ
  • доцент, д.м.н. Дворецкий Сергей Юрьевич – зав. отделением торакальной онкологии
  • ассистент, к.м.н. Осипенко Светлана Константиновна
  • ассистент, к.м.н. Новикова Анна Сергеевна
  • ассистент, к.м.н. Цветкова Екатерина Александровна
  • ассистент, к.м.н. Врабий Андрей Андреевич
  • ассистент, к.м.н. Моисеев Алексей Андреевич
  • ассистент Мартыненко Галина Ивановна
WhiteSands