Заведующий кафедрой

Халимов

Халимов Юрий Шавкатович - д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ, Главный эндокринолог Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Главный эндокринолог Министерства обороны РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контакты:

Секретарь +7(812) 338 6646

Факс:+7(812) 338 6084

Ответственные:

За учебную работу: доцент Баженова Елена Анатольевна, почта: eabazhenova@yandex.ru

За лечебную работу: к.м.н., врач высшей категории Голикова Римма Владимировна, почта: rimma_g@inbox.ru, телефон: +7-812-338-71-84

За научную работу: профессор Баранова Елена Ивановна, почта: baranova.grant2015@yandex.ru

Кафедра расположена в 11 корпусе, на 3 этаже.

 

История кафедры

Кафедра основана в 1900 году. Первый заведующий кафедрой — профессор М.М. Волков, ученик С.П. Боткина, выдающегося русского клинициста, основателя петербургской терапевтической школы. На кафедре работали блестящие ученые — академик Г.Ф. Ланг, который внес значительный вклад в изучение этиопатогенеза гипертонической болезни, чье имя которого с 1997 г. носит кафедра, академики Е.В. Шляхто, В.А. Алмазов, А.Л. Мясников, М.Д. Тушинский, В.Г. Баранов, профессора Д.М. Гротель, А.Г. Дембо, И.Е. Ганелина, А.Н. Кедров, М.Я. Ратнер, Т.С. Истаманова и другие. О международном признании выполняемых на кафедре исследований свидетельствует присуждение В. А. Алмазову звания «Человек года» и награждение его медалью «За выдающиеся достижения в области медицины ХХ столетия» Международным биографическим центром (Кембридж, Великобритания) в 1996 году, награждение академика Шляхто Е.В. «Золотой медалью» Европейского общества кардиологов в 2018 году. Сотрудничество ученых кафедры с коллегами, работающими в ведущих зарубежных медицинских центрах, помогает проводить научные исследования и осуществлять лечение больных в соответствии с мировыми стандартами.

 

Цели и задачи кафедры, направления деятельности

Основные учебные цели преподавания внутренних болезней в рамках дисциплин «Факультетская терапия, профессиональные болезни», «Госпитальная терапия, эндокринология», «Поликлиническая терапия» у студентов 4, 5, 6 курса лечебного факультета; «Факультетская терапия, профессиональные болезни», «Госпитальная терапия, эндокринология» у студентов 3, 4, 5 курсов педиатрического факультета и «Функциональная диагностика» у студентов 6 курса — дать знание этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний внутренних органов; закреплять и совершенствовать умения обследовать терапевтического больного; формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз), научить использовать метод дифференцированной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм; научить основным принципам профилактики и лечения заболеваний внутренних органов (подготовить к производственной практике после 4 и 5 курса).

Преподавание на кафедре осуществляется в соответствии с ФГОС ВО.

 

Основные учебные цели и задачи

 

Содержание дисциплины, учебные программы

Внутренние болезни являются основной дисциплиной, которая формирует базовые профессиональные знания врача–лечебника. Изучаются внутренние болезни на четвертом, пятом и шестом курсах на основании знания фундаментальных дисциплин: нормальной и патологической анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, а также фармакологии, пропедевтики внутренних болезней. Знание особенностей внутренних болезней (аллергические состояния, сердечная недостаточность, артериальная гипертензия и др.) необходимо для последующего изучения более узких дисциплин: глазных болезней, акушерства и гинекологии, хирургии, стоматологии, туберкулеза. Также знания смежных дисциплин помогают студентам в изучении внутренних болезней (онкология, хирургия, фтизиатрия, неврология, рентгенология, радиология, лечебная физкультура и другие). Поэтому очень важна вертикальная и горизонтальная интеграция программ обучения в медицинском вузе. В настоящее время наибольшую актуальность изучению внутренних болезней придает факт, что наиболее частой причиной смерти населения в развитых странах являются сердечно–сосудистые заболевания. Поэтому врач–лечебник обязан не только знать вопросы этиологии, клиники, диагностики и лечения основ внутренних болезней, но и быть вооружен методами профилактики.

Учебные программы

 

Учебно-методические пособия

1. Симптоматические артериальные гипертензии

2. Инфекционный эндокардит

3. Диагностика и лечение сахарного диабета

4. Пароксизмальные суправентрикулярные тахикардии

5. Современные принципы диагностики и лечения дислипидемий

6. Системный транстиретиновый амилоидоз

7. Рестриктивные кардиомиопатии

8. Профилактика метаболического синдрома у больных абдоминальным ожирением в общемедицинской практике

9. Гипертрофическая кардиомиопатия

10. Перикардиты

11. Антикоагулянтная терапия у больных фибрилляцией предсердий

12. Схема истории болезни

13. Заболевания щитовидной железы: алгоритмы диагностики и лечебной тактики

14. Нарушения ритма и проводимости

Вопросы к экзаменам

Схема академической истории болезни (скачать в формате .doc)

Лекции кафедры

3 курс-педиатры

 

4 курс


5 курс


6 курс

 



Студенческое научное общество кафедры факультетской терапии
секции "Эндокринология"

 


Студенческое научное общество кафедры факультетской терапии
секции "Кардиология"

 


Студенческое научное общество кафедры факультетской терапии
секции "История и наши дни"


 

Последипломная подготовка

Выпускники медицинских ВУЗов проходят на кафедре клиническую ординатуру по трем специальностям – кардиологии, терапии и эндокринологии. Общее количество клинических ординаторов первого и второго года обучения составляет 70-75 человек.

Обучение проводится на следующих клинических базах:

  • клиника терапии факультетской, включающая отделение кардиологии с терапевтическими койками и отделение эндокринологии;
  • другие клиники ПСПбГМУ им. И.П. Павлова;
  • СПб ГУЗ "Городская клиническая больница №31";
  • СПб ГУЗ "Городская Мариинская больница";
  • СПбГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн";
  • ООО "Медмигсервис";
  • СПбГБУЗ "Городская поликлиника №21";
  • СПБГБУЗ "Городская многопрофильная больница №2";
  • СПБГБУЗ "Клиническая ревматологическая больница №25";
  • СПБГБУЗ "Межрайонный врачебно-физкультурный диспансер №1";
  • КДЦ с поликлиникой Управления делами Президента РФ;
  • ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница".

Ведущими специалистами Университета для клинических ординаторов регулярно читаются лекции, проводятся клинические разборы, семинарские занятия. В процессе обучения клинические ординаторы проходят контрольные собеседования, сдают промежуточные и итоговую аттестации по специальности «Кардиология 31.08.36», «Терапия 31.08.49», «Эндокринология 31.08.53», проходят амбулаторную и стационарную практику, ведут дневники своей работы. Обучение клинических ординаторов проводится в соответствии с ФГОС.

На кафедре проводится дополнительное профессиональное образование врачей на циклах профессиональной переподготовки, повышения квалификации и НМО.

Кардиология 576 часов (профессиональная переподготовка)

Актуальные вопросы терапии и кардиологии 144 часа (повышение квалификации)

Повышение квалификации по специальности «Кардиология» : «Клиническая кардиология» — 144часа.

Современные европейские рекомендации по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний 36 часов (НМО)

Основы диетического питания в клинической практике врача эндокринолога, кардиолога, терапевта (36 часов)

Помповая инсулинотерапия и системы непрерывного мониторирования глюкозы у больных сахарным диабетом (36 часов)

Актуальные вопросы диабетологии 36 часов (НМО)

Заболевания щитовидной железы: диагностика, лечебная тактика 36 часов (НМО)

Современные подходы к диагностике и лечению заболеваний репродуктивной системы женщины в практике врача эндокринолога (36 часов)

 

Научная деятельность

Научные исследования проводятся сотрудниками кафедры совместно с научными сотрудниками института сердечно–сосудистых заболеваний и научно-клинического центра эндокринологии (руководитель – д.м.н., профессор Халимов Ю.Ш.). Материально–техническая база института — отделение функциональной диагностики. Кафедра и институт проводят совместные научные исследования с подразделениями университета: кафедрой лабораторной диагностики, кафедрой патологической анатомии, кафедрой патологической физиологии, кафедрой офтальмологии. Внешнее сотрудничество осуществляется с лабораторией молекулярно–генетических исследований Санкт–Петербургской государственной педиатрической академии.

В состав института сердечно–сосудистых заболеваний входят следующие лаборатории:

  • лаборатория Ишемической болезни сердца (зав. лабораторией – д.м.н., профессор Беркович О.А.)
  • лаборатория Артериальной гипертензии (зав. лабораторией – д.м.н. профессор Беляева О.Д.)
  • лаборатория неотложной кардиологии (зав. лабораторией – д.м.н., профессор Нифонтов Е.М.)
  • лаборатория кардиомиопатий (зав. лабораторией – д.м.н., профессор Гудкова А.Я.)


Основные научные исследования проводятся в традиционных для кафедры областях — кардиологии и эндокринологии. Планирование и координация научных исследований проводится проблемной комиссией №1 и осуществляется коллегиально на заседаниях кафедры. На заседаниях обсуждаются и утверждаются также темы диссертационных работ сотрудников других подразделений университета, если тематика их работы соответствует направлению работы проблемной комиссии. На заседаниях кафедры заслушиваются отчёты аспирантов, докторантов и соискателей кафедры о ходе научных исследований и предварительных результатах. После завершения диссертационных исследований на заседаниях проходит обсуждение работы с участием рецензентов — членов проблемной комиссии, которые предварительно знакомятся с результатами работы. Рецензенты высказывают своё мнение и замечания по работе, после открытого обсуждения выносится решение о том, может ли работа быть представлена в диссертационный совет для защиты. На кафедральных заседаниях подводятся итоги научных работ. На кафедре проводится подготовка научно–педагогических кадров по специальностям: кардиология и эндокринология.

 Сотрудники кафедры

Профессора

Халимов Юрий Шавкатович, д.м.н.

Баранова Елена Ивановна, д.м.н.

Беляева Ольга Дмитриевна, д.м.н.

Беркович Ольга Александровна, д.м.н.

Большакова Ольга Олеговна, д.м.н.

Бурова Наталья Николаевна, д.м.н.

Волкова Анна Ральфовна, д.м.н.

Гудкова Александра Яковлевна, д.м.н.

Дора Светлана Владимировна, д.м.н.

Каронова Татьяна Леонидовна, д.м.н.

Нифонтов Евгений Михайлович, д.м.н.

Моисеева Ольга Михайловна, д.м.н.

Панов Алексей Владимирович, д.м.н.

Полякова Екатерина Анатольевна, д.м.н.

Доценты

Агеева Виктория Викторовна, к.м.н.

Баженова Елена Анатольевна, к.м.н.

Березовская Гелена Анатольевна, д.м.н.

Бродская Инна Семеновна, д.м.н.

Быстрова Анна Андреевна, к.м.н.

Волкова Елена Владимировна, к.м.н.

Дыгун Ольга Дмитриева, к.м.н.

Ионин Валерий Александрович, к.м.н.

Ионова Жанна Игоревна, к.м.н.

Жданова Ольга Николаевна, к.м.н.

Кацап Анна Александровна, к.м.н.

Колесник Ольга Степановна, к.м.н.

Лебедева Елена Владимировна, к.м.н.

Мамонтов Олег Викторович, к.м.н.

Остроухова Елена Николаевна, к.м.н.

Полуничева Екатерина Викторовна, к.м.н.

Полякова Анжелика Александровна, к.м.н.

Симаненкова Анна Владимировна, к.м.н.

Стадник Елена Александровна, к.м.н.

Трусов Иван Сергеевич, к.м.н.

Ассистенты

Аверьянова Мария Юрьевна, к.м.н.

Афанасьева Ксения Сергеевна

Бежанишвили Тинатин Гелаевна

Бейнарович Анастасия Викторовна

Бердышева Виктория Александровна

Близнюк Ольга Игоревна

Бородзюля Маргарита Эдуардовна

Емельянов Игорь Витальевич, к.м.н.

Заславская Екатерина Леонидовна, к.м.н.

Игнатьева Ольга Игоревна, к.м.н.

Колодина Диана Александровна

Корельская Наталья Александровна, к.м.н.

Мозгунова Валентина Сергеевна

Саблина Елена Валерьевна, к.м.н.

Семикова Галина Владимировна к.м.н.

Томаева Ирена Ирбековна, к.м.н.

Федорова Людмила Валерьевна

Черная Мария Евгеньевна

Юсипова Талия Харуновна, к.м.н.