Заведующий кафедрой
профессор Яицкий Николай Антонович - академик РАН, председатель проблемной комиссии «Новые хирургические технологии» Северо-Западного отделения РАМН, член президиума Совета Ректоров ВУЗов Санкт-Петербурга, почетный член хирургического общества им.Н.И.Пирогова, член международного хирургического общества, член президиума Всероссийского научного Совета по колопроктологии, президент Санкт-Петербургского отделения Российской медицинской ассоциации.
Контактная информация:
тел.: (812) 338 7855
email: gvrybakov@mail.ru
Ответственные:
- за научную работу – профессор Варламов Владимир Васильевич, тел.: 338 7826
- за учебную работу – доцент Рыбаков Геннадий Викторович, тел.: 338 7893
- за работу с интернами, клиническими ординаторами – ассистент Осипенко Светлана Константиновна, тел.: 338 7835
Кафедра расположена в корпусе№44 (ул. Рентгена, д. 12)
История кафедры
В Санкт-Петербургском женском медицинском институте кафедра госпитальной хирургии была открыта осенью 1901 года или через 4 года после его основания. К этому времени слушательницы прошли начальное обучение по хирургии на кафедре общей и факультетской хирургии и, выражаясь словами Н.И.Пирогова, возникла необходимость «научить студента разбираться в диагностике и лечить больных, используя для этого те знания, которые он приобрел на протяжении всего периода обучения». Читать подробнее историю кафедры
Основные направления научной деятельности
Абдоминальная хирургия и онкология
- Выбор тактики лечения рака толстой кишки
- Хирургические вмешательства на органах гепато-панкреато-билиарной зоны
- Хирургия щитовидной железы
- Разработка тактики и методов лечения острых хирургических заболеваний органов брюшной полости
Сердечно-сосудистая хирургия
- Разработка тактики хирургического лечения хронической ишемии органов пищеварения
- Разработка тактика и методов лечения ишемической болезни сердца
- Хирургическое и эндоваскулярное лечение окклюзионных и аневризматических поражений аорты и ее ветвей
Торакальная хирургия. Хирургия легких
- хирургическое и комбинированное лечение злокачественных опухолей легких с применением лазерных технологий, фотодинамической терапии
- хирургическая коррекция эмфиземы легких
- эндоскопическое паллиативное лечение обтурирующих опухолей трахеи и бронхов с применением лазерных технологий
- диагностика и лечение папилломатоза трахеи и легких
- диагностика и лечение новообразований средостения
- диагностика и лечение плевральных выпотов
- диагностика и лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни
- эндоскопическая хирургия трахеи и крупных бронхов
- видеоторакоскопические диагностические и лечебные вмешательства на органах грудной полости
Последипломная подготовка
Клиническая интернатура: хирургия
Клиническая ординатура: хирургия, торакальная хирургия, сердечно-сосудистая хирургия
Содержание дисциплины, учебные программы
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является обучение студентов принципам диагностики атипичного течения и дифференциальной диагностики основных хирургических заболеваниий; принципам лечения различных хирургических заболеваний; показаниям к хирургическим вмешательствам и особенностям тактики в различных клинических ситуациях .
Задачами дисциплины являются:
- ознакомление студентов с принципами организации и работы госпитальной хирургической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
- ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
- ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных при атипичном течении хирургическихо заболеваний.
- ознакомление студентов с делопроизводством в госпитальной хирургической клинике;
- ознакомление студентов с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в госпитальной хирургической клинике;
- формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области госпитальной хирургии.
- формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками;
- ознакомление студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, лечением и профпатологией основных хирургических заболеваний при атипичном их течении, обучение студентов выделять заболевания, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;
- формирование у студентов представления о распространённости и значимости хирургических заболеваний с атипичным их течением и взаимосвязях этих заболеваний с патологией других органов и систем;
- формирование у студентов навыков диагностики, лечения хирургических заболеваний основных хирургических заболеваний при атипичном их течении, а также оказания неотложной хирургической помощи при такой патологии.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Студент, освоивший программу дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия», должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
Студент, освоивший программу дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия», должен обладать общепрофессиональными компетенциями:
- готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
- готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);
- готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);
- способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);
Студент, освоивший программу дисциплины «Госпитальная хирургия, детская хирургия», должен обладать профессиональными компетенциями:
- готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
- способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (ПК-6);
- способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
- готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11);
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- этиологию, патогенез, динамику патологических изменений и связанных с ними функциональными расстройствами при атипичном течении различных хирургических заболеваниях;
- основные принципы клинического обследования экстренных и плановых больных хирургического профиля;
- особенности лучевой диагностики при атипичном течении различных хирургических заболеваний;
- особенности основных оперативных вмешательств при основных хирургических заболеваниях;
- организацию плановой и неотложной медицинской помощи, правила ведения медицинской документации.
- взаимосвязь хирургической патологии с заболеваниями организма в целом;
- о возможностях отечественной и зарубежной техники для диагностики и лечения атипичных форм течения хирургических заболеваний.
Уметь:
- собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента с различными атипичными формами течения хирургических заболеваний;
- проводить опрос пациента и его родственников, выявлять жалобы, анамнез жизни, анамнез болезни;
- проводить осмотр и физикальное исследование пациента традиционными методами;
- составлять план дополнительных методов обследований пациента;
- анализировать результаты дополнительных методов исследования;
- ставить предварительный диагноз и провести дифференциальную диагностику атипичных форм течения, а также оказывать экстренную врачебную помощь детям и взрослым на догоспитальном этапе при следующих хирургических заболеваниях: острого аппендицита и его осложнений; острого холецистита, при осложненном течении заболевания (холангит, эмпиема пузыря, механическая желтуха, перитонит), хронического холецистита, острого панкреатита и его осложнений, осложненного течения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острой кишечной непроходимости, мезентериального тромбоза, грыж живота, при осложненном течении, внутрибрюшного кровотечения, пневмоторакса, перитонита, злокачественных заболеваний различных органов, внематочной беременности;
- решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о пациенте, диагностикой, лечением, профилактикой и оказанием помощи больным с атипичным течением хирургических заболеваний;
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач по госпитальной хирургии;
- вести истории болезни больного с атипичным течением хирургических заболеваний;
- реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента.
Владеть:
- методами работы с учебной и учебно-методической литературой;
- методами общеклинического обследования больных;
- методами анализа результатов лабораторного обследования (клинических и биохимических анализов крови, мочи, бактериологического, гистоморфологических исследований, рентгенологических исследований: рентгенографии, КТ, МРТ и др.) и дополнительной информации о состоянии больных.
- алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
- выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
Начало занятий на кафедре в 9-00 на утренней врачебной конференции в конференц-зале 6-го этажа. Опоздавшие по неуважительной причине на утреннюю конференцию студенты к занятиям не допускаются. Окончание занятий в 14-30.
Студенты приходят на занятия в халате, шапочке, сменной обуви, с маской и фонендоскопом. Для участия в операциях необходимо иметь чистый костюм из х/б ткани.
Все пропущенные занятия отрабатываются во время цикла практических занятий со своим преподавателем. Вечерние отработки на кафедре и дополнительные циклы практических занятий не проводятся.
В течение цикла практических занятий студенты проходят 2 компьютерных зачета по лекционному материалу в компьютерном центре университета или местах свободного доступа к интернету (библиотека, помещение кафедры и др.).
Зачет по курсу госпитальной хирургии ставится студентам, прошедшим цикл на кафедре, не имеющим пропусков и имеющим положительные оценки за работу с больным, а также за контрольные вопросы по материалам практических занятий, лекций и компьютерному зачету.
Цикл практических занятий «Госпитальная хирургия, детская хирургия» завершается курсовым экзаменом (итоговая аттестация).
Название тем лекций базовой части дисциплины по ФГОС
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Периодические издания:
- Вестник хирургии имени И.И.Грекова
- Хирургия им. Н.И.Пирогова
- Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.
- «Journal of Pediatric Surgery»
Штат кафедры
- заведующий кафедрой, академик РАН, профессор Яицкий Николай Антонович
- профессор, д.м.н Варламов Владимир Васильевич
- профессор, д.м.н. Зверев Олег Георгиевич
- профессор, д.м.н. Акопов Андрей Леонидович – руководитель отдела торакальной хирургии НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ
- доцент, к.м.н. Яковлева Екатерина Сергеевна
- доцент, к.м.н. Рыбаков Геннадий Викторович
- доцент, к.м.н. Зубаровский Игорь Николаевич
- доцент, к.м.н. Бедров Александр Ярославович – зав. сосудистым отделением
- доцент, д.м.н. Корольков Андрей Юрьевич – руководитель отдела неотложной хирургии НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ
- доцент, д.м.н. Дворецкий Сергей Юрьевич – зав. отделением торакальной онкологии
- ассистент, к.м.н. Осипенко Светлана Константиновна
- ассистент, к.м.н. Новикова Анна Сергеевна
- ассистент, к.м.н. Цветкова Екатерина Александровна
- ассистент, к.м.н. Врабий Андрей Андреевич
- ассистент, к.м.н. Моисеев Алексей Андреевич
- ассистент Мартыненко Галина Ивановна