IV Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов России был посвящён национальному году борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сегодня примерно половина всех смертей в нашей стране приходится именно на эту категорию болезней: согласно статистике каждый 13-й россиянин страдает сосудистой патологией. К этому не остались равнодушны и студенты из 47 медицинских и фармацевтических вузов России. Кроме того, в работе форума уже не в первый раз приняли участие представители Министерства здравоохранения РФ и ректоры образовательных учреждений.
{youtube}/00ls9ZA52IA{/youtube}
Программа форума была насыщенной. Из работ участников была организована выставка в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также подготовлены тематические проекты, посвященные году борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Студенты приняли активное участие в круглых столах «Оценка качества образования в медицинских вузах», «Роль студенческих организаций в деятельности вуза», «Внеучебная деятельность обучающихся», «Научные направления в образовательных организациях».
Во второй день участники форума свободно посещали тренинги, школы и мастер-классы: «Как стать министром», «Стресс и психологическая адаптация», «Работа с пациентом», «Администратор-врач-пациент – звенья одной цепи», «Получение компетенций в современных условиях», «Лидерство 3D», «Балльно-рейтинговая система vs традиционной системы оценки знаний», «Сколково: у будущего есть настоящее», «На пути к добру», «Как стать успешным специалистом в фарминдустрии».
Вечером того же дня студенты поехали в спорткомплекс Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени акад. И.П. Павлова на спортивные мероприятия. Общее построение в спортивном зале Университета сопровождалось приветственными словами ректора Рязанского медицинского университета имени И.П. Павлова Р.Е. Калинина, проректора по учебной работе А.И. Яременко и проректора по воспитательной работе ПСПбГМУ имени акад. И.П. Павлова А.А. Потапчук. Затем в торжественной обстановке под гимн России лучшие студенты сборной Университета, неоднократные победители и призеры Всероссийских студенческих соревнований по баскетболу А. Муртазина и С. Левочкин подняли флаг РФ.
После торжественной части студенты разошлись по залам спорткомплекса: кто-то играл в волейбол, дартс, стритбол, кто-то в настольный теннис, шахматы, настольные игры, а кто-то в зале фитнеса занимался аэробикой. Было очень весело и интересно. По окончании спортивного праздника каждый участник получил диплом и памятный значок.
Наконец, специальным заданием форума стало проведение социальной акции, посвященной году борьбы с сердечно-сосудистыми патологиями. На второй день, 24 марта, на ул. Малая Садовая, в здании Московского вокзала, во Всеволожске и в Шлиссельбурге были организованы флешмобы: в красных, синих, желтых и зелёных футболках ребята зажигательно танцевали, приглашая окружающих не только присоединиться к танцу, но и пройти исследование и проконсультироваться по вопросам сердечно-сосудистых заболеваний. Каждый желающий мог подробнее узнать об оздоровительной физической культуре и правильном питании, измерить свой пульс, артериальное давление, вес, рост и получить рекомендации от интернов и ординаторов.
На третий день состоялось самое главное событие, которого с нетерпением ждал каждый – встреча с Министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой. Вероника Игоревна сделала небольшое сообщение о стратегии развития здравоохранения в России. Отметила важность непрерывного профессионального образования, рассказала о важности введения образовательных сертификатов, дистанционных образовательных программ, необходимости создания научно-образовательных кластеров, поддержала инициативу студентов о принятии единого для обучающихся всех медицинских и фармацевтических вузов России этического кодекса.
После выступления Министра студенты стали задавать вопросы о стипендиальных фондах, строительстве новых общежитий, льготном проезде интернов и ординаторов, стажировках в зарубежных вузах, о новом образовательном стандарте и др.
В.И. Скворцова подвела итоги выставки и наградила победителей. На форуме были приняты этический кодекс обучающихся вузов Минздрава России и резолюция с рекомендациями для Министерства здравоохранения, ректоров вузов и совета студентов медицинских и фармацевтических вузов РФ.
После торжественного окончания форума все желающие могли посетить экскурсии по Санкт-Петербургу, а также в медицинские учреждения и предприятия.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что IV Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов России прошел в конструктивном ключе. Участники проделали большую работу и показали, что им небезразлична дальнейшая судьба отечественного здравоохранения.
Алла Аскольдовна Потапчук, проректор по воспитательной работе ПСПбГМУ
и Лупашко Анна, 2 курс, стоматологический факультет,
корреспондент студенческого медиа-центра Университета
Корреспонденты студенческого медиа-центра нашего Университета посетили различные мероприятия в рамках форума и готовы поделиться своими впечатлениями.
Качество образования
В работе круглого стола «Оценка качества образования в медицинских вузах» приняли участие 43 студента, модератором выступила Оксана Дериченко – и. о. председателя Совета студентов медицинских и фармацевтических вузов Минздрава России (ВолгГМУ). В начале заседания эксперт круглого стола Татьяна Котова (начальник отдела качества РязГМУ) рассказала всем участникам об истории понятия «качество» и о первых попытках его оценки. Акцент в выступлении был поставлен на процессный метод оценки, в основе которого лежит принцип взаимосвязи компонентов системы. Следует понимать, что обучение студентов в вузах – это не изолированный отрезок жизни: есть процессы, которые предшествуют ему (обучение в школе, воспитание в семье) и процессы, которые являются итогом, целью предыдущих (трудоустройство по специальности). Таким образом, говорить о качестве образования как процесса можно только после рассмотрения его в системе, после выявления и исправления всех ошибок и недочетов, которые были допущены ранее, до поступления студента в вуз.
Следующим стало выступление руководителя общественного движения «Студенты за качественное образование», заместителя председателя комиссии по вопросам качества образования Валерии Зотовой. В докладе было отмечено, что студенческая оценка качества образования – явление молодое, и на всероссийском уровне о нем начали говорить лишь с 2011 года. Большим толчком к развитию этого направления стало поручение Президента РФ от 22 мая 2014 года о разработке и внедрении «внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения, для последующего учёта результатов этой работы в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования». Докладчик подчеркнула, что студенты должны заниматься оценкой качества образования, так как именно они являются потребителями образовательных услуг и могут говорить о проблемах обучения изнутри. Также была затронута тема связи студента с работодателем и ориентация на запросы рынка труда. Задача состоит в том, чтобы максимально сблизить студента и работодателя с самого начала обучения, чтобы к моменту выпуска сформировать специалиста, приспособленного к конкретным условиям труда, знакомого с современными методиками и техническими аспектами профессиональной деятельности.
Было высказано пожелание о создании в каждом вузе России студенческих организаций по оценке качества образования: они должны находиться в сотрудничестве с руководством вуза и вместе работать на повышение показателей качества.
Екатерина Люкина, 3 курс, лечебный факультет
«Внеучебная деятельность учащихся»
Ведущими темами этого круглого стола стали гражданско-патриотическое воспитание студентов, пропаганда здорового образа жизни, организация волонтёрских движений. На заседании председательствовала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Т.В. Семёнова. От нашего Университета участвовала А.А. Потапчук, проректор по воспитательной работе.
Гражданско-патриотическое воспитание играет большую роль в обучении студента. Но за прошедшие 20 лет оно утратило своё значение вследствие политических изменений, произошедших в обществе и стране. Сейчас этот вопрос вновь стал приоритетной задачей государства в области здравоохранения и образования. Обсуждалось возрождение исторической памяти народа о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Некоторые авторы книг, фильмов о войне пытаются скрыть и исказить многие факты. Как заявил модератор круглого стола, Павел Зиновьев, студент Казанского медицинского университета, во времена, когда переписывается история, мы помним правду.
Участники заседания зачитывали доклады, посвящённые вопросам деятельности студентов, направленной на развитие социальных программ помощи категориям населения, находящимся в сложной жизненной ситуации. Во многих университетах организовываются благотворительные акции по сдаче крови, обсуждался вопрос формирования студенческих поисковых отрядов по розыску безымянных могил солдат, павших на полях сражений Великой Отечественной войны.
Были предложены идеи по организации межуниверситетских конкурсов патриотического воспитания, массовой публикации материалов по здоровому образу жизни, внесения в критерии оценки внеучебной деятельности студентов пункта о патриотическом воспитании. Также была высказана идея организации массовой акции, наподобие «IceBucketChallenge», посвящённой годовщине Победы в войне.
Владислав Кудлай, 2 курс, лечебный факультет
Генератор идей
(Круглый стол «Научные направления в образовательных организациях»)
Ни для кого не секрет, что науке в медицинских вузах всегда уделяется особое внимание. Причем инициатива исходит не столько от преподавателей, сколько от самих студентов. Быть членом студенческого научного общества не только почетно и престижно, но и полезно с точки зрения учебного процесса и развития исследовательских способностей. И среди форумчан оказалось немало тех, кто занимается или интересуется этим направлением. Как найти финансирование для проектов? Можно ли из своих открытий сделать бизнес? Зачем патентовать продукт? Как составить заявку на грант? И как написать SMART проект? На эти вопросы студентам помогли ответить представители ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, СПХФА, Открытого университета Сколково, технопарка «Политехнический», лаборатории молекулярной генетики «BIOCAD» и др.
Светлана Солодовникова, участница форума из Уфы, рассказывает: «Я рада была познакомиться со всеми выступающими и узнать много интересного для себя, в том числе как для будущего врача. Особенно понравился профессор Юрий Сухонос, который рассказывал про патенты и свой чайный пакетик, оцененный в 2 млн. евро».
С программами Открытого университета Сколково студентов познакомила и пригласила участвовать в «Мировых технологических трендах», «Генерациях идей», Pharma’s cool, «БиоМедТехе», а также в Летних и Зимних школах ОтУС Елена Дирюгина, руководитель программ ОтУС.
Окрыленные новыми идеями наши форумчане долго беседовали с экспертами, задавали вопросы и никак не могли разойтись.
Мария Кузнецова, 1 курс, лечебный факультет
Как стать министром?
24 марта, во второй день форума прошел мастер-класс «Как стать министром» с участием В.В. Кузнецова, проректора по лечебной работе и международной деятельности, заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета. Мастер-класс прошёл в неформальной обстановке. Лектор рассказал о дальнейших путях развития карьеры выпускников медицинских вузов, особенностях административной работы в здравоохранении на всех уровнях, отметил важность наличия таких личных качеств как коммуникабельность, ответственность за принятие решений и стрессоустойчивость, знание иностранных языков. Он подчеркнул значимость умения человека отвечать на вопросы, в том числе острые и неоднозначные. Участники мастер-класса высказывали и свою точку зрения на данную тему, студенты проявляли активность, учились различным психологическим приёмам взаимодействия с людьми.
После лекции В.В. Кузнецов охотно согласился ответить несколько вопросов:
- Участвовали ли вы в подобных мероприятиях раньше?
- В этом форуме я участвую в первый раз. Во Владивостоке каждый год проходит Дальневосточный фестиваль молодёжи и студентов медицинских вузов, в рамках которого организовывается «Школа лидеров», проводимая мной. Минздрав ознакомился с моей работой там и предложил участие в Форуме.
- Скажите, предполагаете ли вы, что кто-либо из участников тренинга сможет в будущем применить полученные знания и займёт какие-либо руководящие должности, не исключая пост министра?
- Участники мастер-класса применят эти знания в любом случае. Станет ли кто-нибудь министром? Я не могу дать чёткого ответа. Люди, которые хотят заниматься этим, должны понимать степень ответственности, обязаны быть готовыми к тому, что данная работа – не «сахар», имеет особую специфику.
Владислав Кудлай, 2 курс, лечебный факультет
«Стресс и психологическая адаптация. Конфликтология»
Тренинг по конфликтологии проходил в форме интерактива, основной принцип – взаимопомощь участников: все присутствующие становятся одной командой, тренер никак не выделяется среди присутствующих, все решения принимаются коллегиально. Разработали и проводили мастер-класс по конфликтологии декан факультета клинической психологии РязГМУ – Н.В. Яковлева и преподаватель М.С. Разживина.
Многие пришли на этот тренинг, чтобы повысить стрессоустойчивость и научиться предотвращать конфликты в будущей профессиональной деятельности, ведь работа врача предполагает очень тесное взаимодействие с пациентами, в ходе которого могут возникнуть разнообразные столкновения интересов. Некоторых интересует эмоциональное выгорание врачей и способы борьбы с этим явлением.
Все началось с неформального знакомства участников. Каждый назвал свое имя и психоэмоциональное состояние на данный момент. Уже за первые минуты стало очевидно, что настрой у всех положительный. Следующий этап – взаимодействие через творчество. Всем собравшимся было предложено нарисовать все, что захочется, затем задание прерывалось, каждый передал свой рисунок сидящему справа. Таким образом, участники дополняли рисунки друг друга, затем результаты обсуждаются. После этого задания Н.В. Яковлева рассказала о формировании модели нашего поведения в конфликте. Многое в нашем поведении определяет личный опыт, который в основном формируется во время двух сензитивных периодов. Первый – с 3 до 6 лет – бессознательное эмоциональное: любая конфликтная ситуация, свидетелями которой мы стали в этот период, воспринимается как эталонная. Второй – с 12 до 14 лет – в этом периоде происходит репетиция нашего дальнейшего поведения в конфликтах, мы подбираем осознанную стратегию своего поведения. Авторы мастер-класса подчеркнули: конфликты в нашей жизни несут и позитивные функции, среди которых – выход накопившихся неотработанных эмоций, познание людей и собственных скрытых черт характера. Также конфликты определяют вектор нашего дальнейшего развития.
После небольшой лекции студентам было предложено упражнение «Магазин». Его цель - смоделировать следующую ситуацию: 10 минут до закрытия магазина, задача охранника – никого из посетителей не впускать. Назначается «охранник» и «покупатель», пытающийся пройти любыми способами, прибегающий к элементам манипулирования. Итог упражнения и всего тренинга озвучила М.С. Разживина: «В любой ситуации необходимо понимать, что конфликтующие стороны – это, прежде всего, люди, у которых есть свои интересы и свои опасения. Лишь помня об этом можно научиться правильному поведению в разрешении конфликтов».
Екатерина Люкина, 3 курс, лечебный факультет
Спортивные соревнования
На стенах развешены мишени, а в воздухе то и дело пролетают дротики – это зал, где участники форума соревнуются в меткости. Старший преподаватель В.И. Шебалин старательно объясняет участникам, сколько баллов принесет попадание в тот или иной сектор мишени. Попасть в «молоко» мечтают все, но не всем это удается, так как сегодня здесь собрались любители. Победу в соревнованиях по дартсу одержал студент РязГМУ Юрий Петров: «В 15 лет мне купили дартс и я периодически тренировался дома лет до 20. Наверное это мне помогло одержать победу. Дружеская атмосфера, безусловно, сыграла важную роль».
В просторном зале на первом этаже встретились любители настольного тенниса. За восемью столами развернулись напряженные баталии среди самых ловких студентов медицинских вузов. В заключительном поединке столкнулись два кандидата в мастера спорта Олег Пермяков (ЧГМА, Чита) и Кирилл Рачковский (СГМУ, Томск). Победу одержал Олег Пермяков: «С настольным теннисом я познакомился в 7 лет, именно тогда родители привели меня в спортивную секцию. Нам раздали ракетки, и мы просто набивали мяч. Опытный тренер увидел во мне потенциал, с тех пор и до десятого класса я занимался пинг-понгом».
В зале фитнеса собрались самые неусидчивые представительницы медицинских вузов России. Под энергичную музыку девушки повторяли движения за старшим преподавателем О.А. Гусевой – упражнения со степами, сложные связки, танцевальные элементы. После окончания мероприятия участницы покидали зал немного уставшими, но счастливыми.
Екатерина Люкина, 3 курс, лечебный факультет
Благотворительная акция во Всеволожске
24 марта в городе Всеволожск состоялась благотворительная акция «День здоровья», которую совместно провели Всеволожская межрайонная клиническая больница и участники форума. Были организованы пункты первичной и вторичной профилактики граждан для оценки состояния здоровья. Встретили гостей с широкой русской душой – караваем с солью и выступлением ансамбля народной музыки. Также был организован концерт с участием студентов-форумчан и учащихся местных школ.
«Наша больница обслуживает 142 тысячи человек, это 5 районов, - рассказывает главный врач больницы Константин Шипачёв, - в ней работают 2100 человек. Также при нашем центре открыт медицинский колледж. Мы надеемся, что в результате сегодняшней акции люди смогут получить необходимые профилактические рекомендации, ознакомиться с элементами здорового образа жизни. Этот год провозглашён годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а они держат «почётное» первое место в списке причин смертности. Поэтому эта акция очень важна для профилактики здорового образа жизни».
Владислав Кудлай, 2 курс, лечебный факультет
Публикации о формуе:
Материал Пресс-службы Минздрава РФ
Новость на сайте СЗГМУ им. И.И. Мечникова