А жизнь продолжалась...
10 мая 2018 г. в Институте сестринского образования состоялась ставшая уже традиционной научно-практическая конференция исследовательских проектов студентов медицинского училища по истории Отечества: «Честь. Доблесть. Слава: связь времен».
Проникновенно звучит голос декана факультета сестринского образования, к.м.н. Надежды Игоревны Соболевой, читающей свою стихотворную композицию: «Я — дочь и правнучка блокады Ленинграда».
Перед ребятами выступили заслуженные педагоги. Словно библейские притчи, звучит рассказ старейшего преподавателя медицинского училища Института сестринского образования, к.м.н. Михаила Георгиевича Иоганнсена о ситуациях, в которых оказываются порой студенты-медики, не боясь прийти на помощь и часто спасая своих друзей или пациентов в трудную минуту. Выдающийся ученый, изобретатель СССР, получивший это звание в 1980-ые годы за открытие уникального препарата Азопирама, не потерявшего акутальности до сих пор, Михаил Георгиевич — житель блокадного Ленинграда, родившийся в сентябре 1941 года. В его задушевных словах не только мудрость и жизненный опыт, но и важное наставление им, желторотым, начинающим свой путь в медицину: «Выдающийся человек — тот, кто делает то, что необходимо, тогда, когда это необходимо».
Воспоминания Михаила Георгиевича, посвященные родным, их героической борьбе за мир, за Отечество, за Ленинград и за жизнь, его — малыша, ровесника блокады, стали одним из важнейших сюжетов документального фильма, отснятого по инициативе студентов, ныне учащихся IV курса. Фильм положил начало кросс-культурному исследованию: как мы — нынешние — воспринимаем ту войну через воспоминания наших близких, наставников, через сопереживание «голосам из прошлого», которые звучат для нас из писем, угадываются нами — глядя глаза в глаза в лица на дорогих фотографиях.
В этом году конференция совпала с выходом в свет сборника статей студентов и преподавателей медицинского училища — Института сестринского образования, посвященного 75-летию Великой Отечественной войны как результата четырехлетней совместной исследовательской работы.
Стенограмма воспоминаний Михаила Георгиевича, как и других педагогов, вошла в сборник, вместе с эссе-размышлениями студентов. В диалоге разных поколений сливаются старые и новые оценки, старые и новые переживания, в которых много общего и разного.
Миром веет из писем домой Георгия Орестовича Иоганнсена, инженера, а в войну штурмана самолета-разведчика, жене Фанни Яковлевне (в блокадный Ленинград), — «Любовался вчера северным сиянием и вспоминал о тебе...Как Мышонок? Как питаешься сама? Я рад, что Яков Григорьевич опять работает по-прежнему … Работы у меня сейчас немного, но это хуже ….». И отцу Оресту Гедеоновичу, военному врачу, на фронт, — «После нескольких часов напряженной работы остается небольшое возбуждение и легкая усталость, и все это покрывается чувством радости сделанного дела — вроде как после хорошо сданного трудного экзамена» …
На конференции удалось установить преемственную связь между исследовательской работой поколений студентов. Так, работая над докладом, посвященном освещению в газете «Ленинградская правда» за 1941, 1944 годы героической деятельности медицинских сестер, а также положения детей и подростков в блокированном Ленинграде, студентки I курса Гюнель Кахарманова и Алина Гвоздева опирались на опыт своих предшественниц, ныне студенток III курса (Е. Сюрко, М. Копосова. Работа медицинских сестёр и положение детей в блокадном Ленинграде в освещении газеты «Ленинградская правда» за 1942 и 1943 годы).
Проникновенно звучит: «Мне кажется порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...» (исп. В. Петрищева, I курс), и совсем по-современному «Верю в тебя, дорогую подругу мою. Эта вера от пули меня темной ночью хранила...» (исп. Е. Фатхинурова, II курс).
С живыми голосами перекликается запись военных лет песни Ю. Слонова и М. Французова «Анюта» о фронтовой медсестре, которую разыскали студентки III курса Таисия Василенко и Кристина Тян (Образы медицинских сестёр во время Великой Отечественной войны на просторах интернета). Из зала тянется рука, звучит вопрос девчонки-первокурсницы, ей не соврешь, — А был образ, которому тебе самой хотелось бы подражать? — Да, был.
Автор проекта «Живая история» студентка медучилища, ныне IV курса, Анастасия Паулаускайте пишет в эссе «Память и устная история»: «Люди, которые сражались на фронте, в трудных условиях жили и творили, дают нам понять, что такой народ не мог не победить! Мы не должны утратить те нравственные качества, которые помогли нам стать народом-победителем. Это человеческое достоинство, мужество, стойкость — то, что нельзя забывать».
Газиева Л.Л., к.и.н., преподаватель медицинского училища Института сестринского образования