25 января 2019 года в рамках юбилейной науно-практической конференции стоматологов и челюстно-лицевых хирургов, посвящённой 120-летию стоматологического образования в России прошёл сателлитный симпозиум «Пятилетний опыт использования метода экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации в образовательном, научном и лечебном процессах» под девизом: «… воспитать не просто узких специалистов, а врачей, которые являются священниками, по сути, имеют возможность чувствовать человеческие души, оказывать лечебное воздействие на пациентов через общение». /Министр здравоохранения Российской Федерации академик РАН Вероника Игоревна Скворцова/.
Вектор дискуссии на симпозиуме определил ректор Университета Сергей Фёдорович Багненко. Он предложил участникам симпозиума посмотреть фрагмент кинофильма «Врача вызывали?», снятый на Ленфильме в 1974 году, вспомнить слова профессора, чью роль исполняет Леонид Броневой: «Я совершенно убеждён, что каждый больной хочет исповедаться врачу, потому что он, больной, сознательно или бессознательно ищет утешения у врача».
Открывая симпозиум, Сергей Фёдорович повторил мысль, сформулированную им в предисловии к первому пособию для преподавателей, врачей и студентов «Синдром психо-сенсорно-анатомо-функциональной дезадаптации» в лечебном и образовательном процессе Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова».
«Основная задача медицинского вуза - подготовка врача, гармонично сочетающего в себе знание, умение, владение инновационными технологиями, методами позитивного воздействия на психологическое состояние больного. В основе методов позитивного воздействия на психологическое состояние больного лежит познание внутренней картины болезни. Первый шаг к познанию внутренней картины болезни - экспресс диагностика выраженности и структуры «Синдрома ПСАФ аутодезадаптации». |
Простота, информативность первичной экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации облегчает решение других задач, важных для медицины, - последовательное формирование у студентов, врачей, молодых преподавателей и учёных системного био-психо-социального подхода к исследованию человека, изучению состояния его здоровья, его болезни.
Конечно, чтобы больной поделился с врачом внутренней картиной своего состояния, исповедался перед ним, врач должен соответствовать высоким морально-этическим нормам или, как писал Антон Павлович Чехов, в нём «… должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Далее, выступая с докладами, в дискуссии приняли участие ведущие клиницисты, психологи ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, Харьковского национального медицинского университета, РГПУ им. А.И. Герцена, а также бывшие студенты СНО нашего Университета, защитившие или работающие над кандидатскими диссертациями по проблеме ПСАФ аутодезадаптации.
Ниже приведены названия сообщений основных докладчиков и их краткое резюме.
«Разработка и апробация учебного модуля, ориентированного на формирование у студентов, клинических ординаторов целостного восприятия здоровья и болезни с использованием метода экспресс-диагностики ПСАФ аутодезадаптации». Профессор А.И. Ярёменко, профессор Н.П. Ванчакова.
Результаты разработки и апробации методических и организационных основ отдельных кластеров последовательного формирования у обучающихся навыка владения методикой экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации позволяют приступить к созданию учебного модуля, ориентированного на формирование у студентов системного био-психо-социального подхода к обследованию и лечению больного. Профессор А.И. Ярёменко |
«Психиатрия, а особенно психосоматическая медицина, трудно усваиваются студентами, так как на более ранних этапах обучения в медицинском ВУЗ‘е значительно сильнее расставлены акценты на изучение физического, соматического состояния человека, соматических расстройств». «Интегративная медицина», 2007. Профессор Н.П. Ванчакова |
«Трёхлетний опыт формирования начальных навыков диагностики ПСАФ аутодезадаптации у студентов 1 курса ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова». Профессор Е.Р. Исаева, профессор М.М. Соловьёв, к.т.н. А.В. Тишков.
Если первый шаг будущего врача к познанию внутренней картины болезни человека – экспресс диагностика выраженности «Синдрома ПСАФ аутодезадаптации», то первые пол-шага – это познание структуры собственной ПСАФ аутодезадаптации. Обучить студента методике самоанализа структуры собственной ПСАФ аутодезадаптации возможно и нужно как можно раньше, как обучают детей игре на музыкальных инструментах. Профессор Е.Р. Исаева |
Меня спрашивают: Чем Вы занимаетесь со студентами? Отвечаю: Учимся трансформировать виртуальное в реальное, учимся читать мысли больного, отражающие состояние его ПСАФ аутодезадаптации. Профессор М.М. Соловьёв |
«Перспективы использования экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации в реабилитологии». Профессор А.А. Потапчук.
Методика экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации, доступная врачу, работающему в стационаре и на амбулаторном приёме, позволяет количественно и качественно оценить психическое напряжение больного. Понятие аутодезадаптации и методика её оценки могут быть «инструментом» междисциплинарного общения врачей-клиницистов с психологами, психотерапевтами и другими членами команды реабилитологов. Профессор А.А. Потапчук |
«Интегративный подход и ПСАФ синдром с позиций холической парадигмы – интегративной медицины». Профессор С.А. Парцерняк, И.А. Лебедева, Г.Н. Маградзе, А.В. Чернорай.
Внедрение в клиническую практику метода первичной экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации послужит новым импульсом к дальнейшему развитию интегративной (холической) медицины, сосредоточенной на лечении «человек а в целом», а не на лечении только конкретной болезни. Профессор С.А. Парцерняк |
«Обоснование системного подхода к диагностике и лечению больных заболеваниями пародонта». Профессор Л.Ю. Орехова, профессор Т.В. Кудрявцева, доцент Е.С. Лобода , аспирант Э.В. Гриненко, доцент В.В. Тачалов.
Для превращения интересных идей в прорывные технологии в области лечения и профилактики заболеваний пародонта необходимо создать синнергию медицинских, психологических и педагогических дисциплин. Диагностика ПСАФ аутодезадаптации на пародонтологическом приёме – прекрасный пример достижения успеха не только в сохранении зубов, но и в максимально благотворном влиянии на организм в целом, на психологический статус больного. Профессор Л.Ю. Орехова |
«Оценка синдрома психо-сенсорно-анатомо-функциональной аутодезадаптации у пациентов, использующих иммидиат-протезы, выполненные различными методами». Профессор Р.А. Фадеев, Е.В. Крапивин.
Методика диагностики ПСАФ аутодезадаптации является тем инструментом, который позволяет с позиции системного биопсихосоциального подхода дать всестороннюю оценку эффективности проведённого ортодонтического, хирургического, комбинированного лечения больных с зубочелюстнолицевых аномалий. Профессор Р.А. Фадеев |
«Деонтологические аспекты в ПСАФ аутодезадаптации при хирургической патологии челюстно-лицевой областию». Профссор Г.П. Рузин (Харьков, Украина)
Важным критерием эффективности проводимого лечения является показатель качества жизни пациента. На наш взгляд, учёт показателей выраженности и структуры ПСАФ аутодезадаптации при исследовании пациента и разработке индивидуально ориентированной программы лечения, реабилитации позволяет улучшить качество его жизни. Профссор Г.П. Рузин |
«Использование данных изучения выраженности и структуры ПСАФ аутодезадаптации для оценки тревожности при биопсихоциальном подходе к исследованию стоматологического больного». Профессор Е.Е. Малкова, д.м.н., доцент Р.К. Раад.
У больных острыми воспалительными заболеваниями выявлена достоверная корреляционная взаимосвязь между выраженностью ПСАФ аутодезадаптации, значением интегрального теста тревожности (ИТТ) и индивидуально--личностными особенностями (тест «Большая пятёрка»). Профессор Е.Е. Малкова
«Ретроспективный анализ участия студентов в обосновании необходимости и внедрения метода экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации в учебный процесс». Доцент Т.М. Алехова, Е.А. Карпищенко, аспирант Т.Н. Овсепян, Г.А. Косач, Э.В. Посохова, Д.Б. Пази, Е.А. Никулина.
Мне искренне понравилось принимать участие в исследовательской работе на кафедре и, самое главное – привносить принципы синдрома ПСАФ аутодезадаптации в мою повседневную практику. Я не могу говорить за всех, но во мне многое изменилось в отношении к работе и к пациентам, в частности. Выпускник ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Д.Б. Пази
«Сопоставление объективных результатов лечения бисфосфонатных остеонекрозов челюстей с самооценкой пациентами внутренней картины заболевания". Профессор Г.А. Хацкевич, Т.Л. Онохова,Э.В. Туманов, И.Г. Трофимов.
ПСАФ аутодезадаптация человека – несомненный повод для серьёзных раздумий и индивидуума, и исследователей. Знание условий и интуитивное восприятие самоощущений больного позволяют врачу принять соответствующие решения для оптимизации хода развития событий - профилактики, лечения. Профессор Г.А. Хацкевич
«Изучение результатов самоанализа студентов первого курса лечебного и стоматологического факультетов с использованием Листа добровольной доверительной информации врача (Листа ДДИВ)». К.м.н. А.А. Сакович, к.м.н. А.С. Галяпин, д.ист.н. профессор И.В. Зимин, Л.Г. Кондрашкина.
«Системный подход с учётом ПСАФ аутодезадаптации к мониторингу состояния больных острыми одонтогенными воспалительными заболеваниями ЧЛЛ». К.м.н. М.Б. Кадыров, к.м.н. Г.Н. Маградзе, К.П. Пименов.
«Академическая история болезни с позиций системного билпсихосоциального подхода к исследованию, лечению и реабилитации больного стоматологического или челюстно-лицевого профиля». К.м.н. Н.В. Пахомова, клинический ординатор Г.А.Косач.
По нашему мнению, темой квалификационной, профессионально ориентированной научной работой для выпускников медицинского вуза должна быть академическая история болезни, отражающая системный био-психо-социальный междисциплинарный подход к исследованию и разработке индивидуально ориентированной программы комплексного лечения и реабилитации больного. К.м.н. Н.В. Пахомова
К. м. н. М.Б. Кадыров