Vasilkova AP

Заведующая кафедрой

Алла Панфиловна Василькова
кандидат психологических наук, доцент.

 

 

 

 

Контакты

8 (812) 338 7001

forlang@mail.ru

Ответственные:

За учебную работу – Позднякова Мария Викторовна

Тел.: (812) 338 7001, 281, +7 (952) 353 08 12

Эл. почта: mvp7777@mail.ru

За научную работу – Ветрогонская Татьяна Оливеровна

Тел.: (812) 338 7001

Эл. почта: bonlivre@yandex.ru

Кафедра расположена в корпусе №21, на втором этаже.

В штате кафедры 4 доцента, 9 старших преподавателей, 1 преподаватель

 


 

Положение о кафедре

История кафедры

Первые три десятилетия существования Университета изучение иностранных языков не входило в учебный план. Обязательные занятия со студентами старших курсов и с аспирантами начали проводиться с 1927 года. В 1936 году изучение иностранного языка было перенесено со старших курсов на младшие.

Первыми преподавателями были Э. М. Иогихес и А. Пемлер. А первым заведующим кафедрой в 1930 году после введения изучения латинского языка Адольф Августович Крогиус. Позже кафедрой заведовали Э. М. Иогихес (1933-1946), О. В. Щеглова (1946-1952), З. Г. Андреева (1952-1957), И.В. Сорока (1957-1961), Б. И. Грудинко, внёсший большой вклад в развитие кафедры (1961 -1988). С 1988 года и по настоящее время кафедрой заведует Алла Панфиловна Василькова.

В 1938 году, когда число преподавателей достигло 27 человек, произошло разделение на кафедру латинского языка и кафедру иностранных языков.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда часть кафедры во главе с Э. М. Йогихес оставалась в осаждённом городе. Другая часть эвакуировалась вначале в Кисловодск, а затем в Красноярск. Коллектив кафедры, несмотря на все тяготы военного времени, продолжал работать и обучать студентов.

В 50-е годы существовала объединенная кафедра иностранного и русского языков, где кроме советских студентов обучались аспиранты из Китая. После создания самостоятельной кафедры русского языка на кафедре иностранных языков преподавались английский, немецкий и французский языки. В 60-е годы иностранный язык изучался в течение четырех лет со сдачей экзамена на II и IV курсах. Более того, он являлся вступительным экзаменом в институт.

В 1962 году при кафедре были открыты курсы иностранных языков, на которых сотрудники института и студенты начинали изучение иностранного языка или совершенствовали свои знания в английском, немецком и французском языках. Кроме того, на курсах проводилась подготовка соискателей к сдаче экзаменов кандидатского минимума. Обычно на них занимались 150-200 человек.

С 1963 года на кафедре начали проводиться научно-теоретические конференции аспирантов, ординаторов и студентов на иностранных языках. Первыми участниками и докладчиками были профессора, тогда ещё молодые специалисты, А. К. Косоуров, Э. Э. Звартау, М. С. Плужников.

В семидесятые годы основной курс иностранного языка длился 2 года. На третьем курсе студенты работали над переводами научной медицинской литературы. В 1987-1989 годах иностранный язык был факультативом предметом, хотя его посещали все студенты I – II курсов. Тогда же произошло большое сокращение штатов с 1989 года иностранный язык вновь стал обязательной дисциплиной, и полный курс обучения длился 5 лет. Он изучался на I – II курсах со сдачей экзамена; на III – V курсах проводились факультативные занятия, которые посещали до 30% всех студентов. По окончании пятилетнего курса сдавался квалификационный экзамен, и лицам,  получившим хорошие и отличные оценки, выдавались специальные удостоверения. Штаты кафедры вновь были увеличены. В настоящее время иностранный язык является обязательной дисциплиной гуманитарного цикл , изучаемой на всех факультетах.

В 90 годы с расширением международных контактов вуза, в организации которых кафедра принимала самое непосредственное участие, повысился интерес и мотивация к изучению иностранного языка. На кафедре были организованы курсы подготовки к сдаче американских медицинских лицензионных экзаменов (USMLE). Активно велась работа по подготовке к сдаче языковых экзаменов TOEFL. К проведению занятий привлекались зарубежные специалисты. Студенты старших курсов ездили по обмену на стажировку в Пенсильванский университет, и их подготовка во многом осуществлялась кафедрой. Студенты, аспиранты и ординаторы нашего института участвовали в деятельности различных международных общественных организаций, выполняли обязанности переводчиков на различных научных мероприятиях.

С 1991 года кафедра оказывала методическую поддержку школе № 214, обеспечивая её учебной и методической литературой. В этот период была создана специальная программа обучения английскому языку школьников в медицинских классах, и по ней проводились занятия в Малой медицинской академии. В своей работе кафедра старается применять современные формы и методы преподавания, используя компьютерные программы, ресурсы интернета, активные и интерактивные формы проведения занятий.( мини- конференции, круглые столы, кейс –метод, ролевые игры),компьютерные презентации, видеоматериалы, дистанционные методы обучения, университетский интернет-ресурс academicNT, новейшие учебники, особенно при организации самостоятельной работы студентов В настоящее время иностранный язык является обязательной дисциплиной гуманитарного цикл , изучаемой на всех факультетах.

Научная работа кафедры всегда была посвящена вопросам повышения уровня преподавания иностранных языков в медицинском вузе. Большое внимание уделялось комплексному подходу и поддержанию высокой мотивации изучения иностранного языка. По этой же тематике сотрудниками кафедры были подготовлены и защищены кандидатские диссертации, публиковались статьи и тезисы докладов. Раз в год кафедра проводила межвузовские научно-методические конференции, на которых докладывались и обсуждались результаты работы кафедр иностранных языков. Большое внимание всегда уделялось воспитательной работе со студентами.

В разные годы занятия велись в самых разнообразных местах, вплоть до клиник. В 30-е годы кафедра находилась на первом этаже поликлиники № 31, где ей принадлежали три небольших комнаты для преподавателей и заведующего кафедрой и несколько учебных комнат, которых явно не хватало для занятий. В 1940 году кафедре было предоставлено помещение на первом этаже 21 корпуса. Когда в здании начался капитальный ремонт, кафедра переехала в здание медучилища, а затем вернулась в 21 корпус, где и находится в настоящее время. Кафедра располагает одиннадцатью учебными комнатами, кабинетом для самостоятельной работы, двумя преподавательскими, кабинетом завкафедрой, лаборантской и подсобным помещением.. В учебной работе используются мультимедийные доски, компьютеры, мультимедийный проектор, , телевизоры, аудиомагнитофоны, CD и DVD плееры. Кафедра располагает большой библиотекой учебно-методической, научной литературы и оригинальными медицинскими журналами по всем отраслям.

 

Цели и задачи кафедры, направление деятельности

Целью подготовки является профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих врачей, формирование основ иноязычной компетенции, необходимой для профессиональной межкультурной коммуникации овладение, прежде всего, письменными формами общения на иностранном языке как средством информационной деятельности и дальнейшего самообразования.

Задачей дисциплины является формирование основ:

  • языковой и речевой компетенций, позволяющих использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения;
  • коммуникативной компетенции, позволяющей участвовать в письменном и устном профессиональном общении на иностранном языке;
  • социокультурной компетенции, обеспечивающей эффективное участие в общении с представителями других культур.


Содержание дисциплины, учебные программы

Кафедра проводит обучение студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, факультета адаптивной физической культуры, 1-3 курсов факультета клинической психологии, 2 курса высшего сестринского образования. На 2 курсе лечебного факультета проводится элективный курс «Основы научного перевода».

Рабочие программы кафедры строятся в соответствии с требованиям ФГОС и содержат следующие разделы: цели и задачи дисциплины в структуре образовательных программ, объём дисциплины в зачетных единицах, структурирование по темам, перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы, фонд оценочных средств, перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, методические указания для обучающего по освоению  дисциплины, перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, материально-техническая база кафедры.

В календарно-тематических планах весь материал и виды работ расписаны по занятиям.

Последипломная подготовка

Кафедра проводит занятия с аспирантами по пяти направлениям, клиническая медицина, фундаментальная дисциплина, медико-профилактическое дело, биологические науки, психологические науки. Обычно на кафедре занимаются 4-5 групп аспирантов. Дважды в год принимаются вступительные экзамены в аспирантуру и экзамены кандидатского минимума. Ежегодно обновляются и дополняются экзаменационные и методические материалы.

На кафедре также преподаётся «Деловой английский язык» для магистров по специальности «Управление сестринской деятельностью».

В рамках дополнительных образовательных услуг на кафедре осуществляется: подготовка соискателей к сдаче экзаменов кандидатского минимума и вступительному экзамену в аспирантуру, подготовка по программе референта-переводчика медицинской литературы.

Научная деятельность

В рамках темы «Оптимизация обучения и совершенствование методов преподавания в вузах медико-биологического профиля» ведется разработка фрагмента «Построение эффективной образовательной среды в условиях дистанционного, смешанного и гибридного форматов обучения иностранному языку в медицинском вузе». По результатам работы создаются учебно-методические материалы, публикуются статьи и тезисы, преподаватели выступают с докладами на конференциях.

 

Штат кафедры

Василькова Алла Панфиловна – заведующая кафедрой кандидат психологических наук, доцент

Преподаваемая дисциплина: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете фундаментальной медицины, факультете клинической психологии и факультете адаптивной физической культуры, а также в аспирантских группах.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Программно-методическое обеспечение профессионально-ориентированной подготовки по иностранному языку в нелингвистическом вузе», «Проектирование образовательных программ с лингвистическими дисциплинами», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Ветрогонская Татьяна Оливеровна – доцент кафедры, кандидат филологических наук, доцент.

Преподаваемые дисциплины: английский и французский языки на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете высшего сестринского образования, а также в аспирантских группах.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», « Основы информационных технологий» . «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Багрова Нелли Геннадьевна – старший преподаватель, кандидат педагогических наук

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете клинической психологии.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Владимирова Наталья Михайловна –  старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете высшего сестринского образования.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Воинова Яна Викторовна – старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Зайкова Елена Михайловна – старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете высшего сестринского образования.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий, «Правила и приёмы оказания первой помощи».

 Зимовская Марина Адольфовна – старший  преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Ивлева Регина Владимировна – доцент кафедры, кандидат филологических наук, доцент

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете фундаментальной медицины и факультете высшего сестринского образования.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», « Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи». Работа над докторской диссертацией.

Казунина Ольга Владимировна – доцент кафедры, кандидат филологических наук, доцент

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете клинической психологии, факультете высшего сестринского образования, факультете фундаментальной медицины, а также в аспирантских группах и группах магистров.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы»,«Обучение  письму и чтению в медицине», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Максимова Галина Владимировна – старший  преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете клинической психологии.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Позднякова Мария Викторовна – старший преподаватель.

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете клинической психологии, факультете высшего сестринского образования.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Рудакова Людмила Евгеньевна – старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете клинической психологии.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Сайгашева Мария Андреевна – старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский и немецкий  языки на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах и факультете клинической психологии.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Твердоступ-Бельчикова Алёна Владимировна - преподаватель

Преподаваемые дисциплины: английский язык на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, факультете клинической психологии.

Повышение квалификации: «Преподаватель высшей школы», «Основы информационных технологий», «Правила и приёмы оказания первой помощи».

Кучинская Анна Ивановна - специалист по учебно-методической работе

Пономарёва Наталья Михайловна - специалист по учебно-методической работе

Мелихова Инна Александровна – заведующая кабинетом