15 февраля 2018 года
Его снимали в осажденном городе сами врачи, чтобы рассказать коллегам об особенностях страшной болезни. Сейчас отрывок из фильма находится в коллекции музея Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова.
Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Безкровная о том, как снималась кинолента и почему так долго не демонстрировалась.
— Страдания от недоедания или алиментарной дистрофии.
Такой диагноз врачи в блокадном городе ставили тысячи раз. Алиментарная дистрофия — болезнь, которую не только пытались лечить, но и изучали в Ленинграде. Подтверждение — эти кадры. Учебный фильм, который рассказывает о болезни и ее стадиях. Был снят в 42-43 годах.
НАТАЛИЯ ПАВЛОВА,заведующая музеем первого медицинского университета имени И.П. ПАВЛОВА:
«Скорее всего, это было по заказу комитета, который был создан в нашем городе. Это комитет по алиментарной дистрофии. Пленка была отправлена в Москву на комздрав. Все, кто участвовал в этом фильме, получили соответствующие награды. И все».
Пленка пролежала на полке много лет. Лишь недавно сотрудники Первого меда вместе со специалистами «Леннаучфильма» и «Ленфильма» взялись за ее восстановление.
Буквально под микроскопом рассматривали каждый кадр. Удалось выяснить, что фильм снимали не только в Первом медицинском, но и в институте Мечникова и Военно-медицинской академии. Но некоторые факты еще предстоит узнать.
НАТАЛИЯ ПАВЛОВА,заведующая музеем первого медицинского университета имени И.П. ПАВЛОВА:
«На данном этапе мы связываемся с сотрудниками, которые работают в этом институте. Мы сверяем эти кадры с теми фотографиями, с воспоминаниями тех сотрудников, которые доказывают правоту, достоверность того, что было снято».
В достоверности снятого сомневаться не приходится. Режиссер фильма Ной Грачев сам был врачом. И потому каждый кадр учебного фильма можно считать документальным.
ЛИДИЯ ХОРОШИНИНА,доктор медицинских наук, профессор:
«Две формы существует алиментарной дистрофии. Это отечная и сухая. Люди с сухой формой живут дольше. С отечной живут меньше. Есть несколько стадий развития этой алиментраной дистрофии. Две стадии обратимы. Когда человек теряет до 40 процентов. А после 40 процентов, когда человек теряет, то возврата не бывает».
Сколько человек в блокадном городе погибли от дистрофии, точно не известно. Но важно то, что врачи, сами находясь на грани выживания в блокадном городе, не только спасали умирающих ленинградцев, но и фиксировали каждый шаг на видеопленку. Чтобы коллеги понимали, как действовать в такой ситуации.
К счастью, после снятия блокады эти знания использовались крайне редко.