11 февраля ежегодно во всем мире отмечают Международный день женщин и девочек в науке. Этот совсем «молодой» праздник был утвержден резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабря 2015 года. Путь женщин в науку — долгий и непростой, но тем он и интереснее!

Этот праздник является напоминанием о том, что женщины и девочки играют важную роль в научном и технологическом сообществе и что их участие там должно быть все шире и шире.
Мы хотим познакомить вас с историями наших студенток-ученых, занимающихся научной деятельностью и отмеченных университетом за активную работу в этой сфере.

Коваленко Ангелина Юрьевна, студентка 4 курса

image003 image005

— Почему ты решила заняться наукой?

— Мне всегда больше была интересна теоретическая сторона вопроса, нежели практическая. Сбор и анализ информации, работа с бумажками, поиск взаимосвязей — именно это дает мне наука. Кроме того, это возможность самореализоваться и сделать, может быть, не глобальный вклад в мировую науку, но зато огромный вклад в себя.

 — Сфера твоих научных интересов?

— На данный момент в моих интересах гематология и трансфузиология. Тема неисчерпаема, и для меня самое интересное в ней — видеть реальное подтверждение того, что кровь отражает состояние всех органов и систем, организма в целом.

 — Когда и как появился интерес к науке? Кто стал твоим наставником?

— Я думаю, изначально это пошло из семьи. Мои родители постоянно обсуждают клинические исследования не просто по работе, а потому, что это неотъемлемая часть их жизни — таким образом, они постоянно пополняют свои знания новыми фактами.

В этом плане первым наставником я считаю свою маму: однажды, когда мы проходили мимо РНБ, она сказала, что в ней хранится ее кандидатская работа. С тех пор я не могу равнодушно проходить мимо и не думать об этом.

— Что стало той самой «волшебной кнопочкой», которая помогла сделать выбор в пользу науки?

— Пост о наборе ребят в СНО по патофизиологии. С того времени все и закрутилось. Поначалу моя «научная деятельность» сводилась к проведению монотонных тестов, но именно такая медитативная и созидательная атмосфера вовлекла меня в работу.

— Что наиболее интересно для тебя в занятии наукой?

— Возможность работать на оборудовании, о котором мы лишь слышим на занятиях и лекциях. Возможность приобщиться к знаниям, доступным исключительно тому, кто углубленно изучает тему, и своим примером вовлечь в науку большее количество людей.

— Не мешает ли занятие наукой личной жизни, основному обучению, дружеским встречам и досугу?

— По своему опыту могу сказать так: чем больше дел, тем больше успеваешь, потому что учишься наиболее оптимально планировать свое время. Поэтому у меня есть время и на основное обучение, и на отдых.

— Как ты думаешь, появились ли у тебя новые личностные качества благодаря занятиям научной деятельностью?

— Хочется думать, что стала умнее! Я начала более ответственно подходить к вопросам самодисциплины. Заметен апгрейд в сфере коммуникации: командная работа с коллегами, обсуждение с научным руководителем и активная переписка в чате техподдержки.

— Как ты думаешь, наука — это про активную социальную жизнь?

— Однозначно да! Сейчас проводится множество мероприятий, конференций, лекций, хакатонов (хакатон — это мероприятие, проводимое в течение нескольких дней, целью которого является решение какой-либо проблемы. — прим. ред.), которые собирают большую аудиторию. Это дает возможность максимально погрузиться в научную социальную жизнь, познакомиться с людьми, близкими по образу мышления и интересам.

— Что наиболее интересно для тебя в занятии наукой?

— Набирать базу интересных фактов и активно ими делиться. Но самое интересное и приятное — ощущать себя причастной и способной наравне с другими делать вклад в развитие науки, будь то работа с литературой или с приборами.

Комарова Ярослава Вечеславовна, студентка 6 курса

image007 image009

— С чем связана сфера твоих научных интересов?

— Я занимаюсь наукой в области гематологии и генной терапии, но в большей степени тех исследований, что посвящены редактированию генома, СAR-T-клеточной терапии и другим инновационным технологиям в этой области.

— Когда и как появился интерес к науке? Кто стал твоим наставником?

— Интерес к науке появился на третьем курсе, когда мы коснулись клинической части медицины в рамках учебы на кафедрах пропедевтики внутренних болезней, патологической анатомии, патологической физиологии и прочих. Именно с этого времени студенты постепенно начинают понимать, что им интересно, с какой системой органов они хотели бы работать.

В нашем университете все кафедры научно-ориентированные, а институт гематологии вообще организован на базе клиники, поэтому есть ресурсы для различных научных исследований.

Моим наставником стал врач-гематолог, куратор моего первого доклада на заседании студенческого научного общества (СНО). Вступление в СНО — это первый шаг в науке. В рамках подготовки к заседаниям студенты делают доклады под руководством научного руководителя, и, как правило, его роль может взять на себя преподаватель, доцент кафедры или врач-клиницист.

— Какие видишь перспективы своего выбора?

— Перспективы обширные, потому что есть возможность участвовать в исследованиях и находиться в научной среде. В первую очередь, это огромный опыт, так как ты развиваешь различные навыки, ранее находившиеся «в спящем режиме».

Научная деятельность также позволяет практиковаться в командной работе, учит брать на себя ответственность — это хорошая возможность прокачать себя. Я не просто так отметила момент со взятием на себя ответственности: как мы знаем, наука связана с точностью, это та область, где нельзя промахнуться. Необходимо развивать в себе такие качества, как пунктуальность, исполнительность, умение взаимодействовать с коллегами, усидчивость, терпение, логическое мышление и много-много других. Более того, занятие наукой развивает навык работы с различными источниками информации, обработки данных с последующим представлением полученного материала научному сообществу.

Если говорить о материальных перспективах, то результаты, которых студент достигнет в рамках своих научных исследований, могут учесться в виде надбавки к стипендии, баллов при зачислении в ординатуру.

— Какая у тебя есть мечта, связанная с твоим выбором?

— Мне хочется, чтобы мое участие в научной деятельности способствовало дальнейшему развитию доклинических и впоследствии клинических исследований и привело к скорейшему введению использованных технологий в клиническую практику.

— Что наиболее интересно для тебя в занятии наукой?

— Безусловно, это общение с людьми, которые занимаются наукой — они очень интересны мне! Пожалуй, самое ценное в этом — обмен информацией и опытом. Когда занимаешься наукой, приходишь к неожиданным открытиям, в первую очередь, для себя. Возможно, это то, что уже известно в мире науки, но для тебя это будет собственным открытием, отчего ты получишь огромное удовольствие и мотивацию продолжать изучение. Еще круче, когда происходит открытие, имеющее общественное значение — это еще больше стимулирует интерес!

— Не мешает ли занятие наукой личной жизни, основному обучению, дружеским встречам и досугу?

— Погружение в научную деятельность, особенно на первых этапах, сильно мешает другим аспектам жизни. Наука требует полной самоотдачи. Как правило, все свободное время посвящено изучению какого-либо вопроса в рамках заданной темы. Именно поэтому очень важно, чтобы у человека было любопытство и желание этим заниматься. Иногда бывает трудно совмещать основное обучение и научную деятельность, но для этого просто следует правильно распределять свое время: выполнять задания своевременно или даже заранее, и тогда проблем не будет.

— Как ты думаешь, появились ли у тебя новые качества характера или свойства личности благодаря твоим занятиям?

— Однозначно! Благодаря научной деятельности я, как минимум, смогла выявить в себе определенные черты, которые надо было изменить, чтобы в будущем стать хорошим врачом.

— Как ты думаешь, наука — это про активную социальную жизнь?

— Это очень важный момент, который многие недооценивают. Люди, занимающиеся наукой — очень интересные личности, у которых может быть свой взгляд на вещи, неординарный подход ко многим вопросам. Они очень любознательны и буквально впитывают информацию! Ученые обладают развитым интеллектом, а также хорошим чувством юмора, поэтому я считаю, что одно только общение с этими людьми уже влияет на активность социальной жизни.

Никитина Анастасия Павловна, студентка 5 курса

image015 image017

— Поделись сферой своих научных интересов. Расскажи вкратце, о чем она?

— Основное направление, в котором я работаю — это особенности взаимодействия микроорганизмов друг с другом и с макроорганизмом, а также возможности управления микроб-ассоциированными процессами при помощи данных особенностей.

— Что наиболее интересно для тебя в занятии наукой?

— Возможность творчески подходить к серьезным вещам, искать новые способы решения сложных вопросов и узнавать новое.

Какие видишь перспективы своего выбора?

— Планирую продолжать вести научную работу в рамках выбранной темы. Допускаю возможность участия в разработке новых подходов в терапии заболеваний, связанных с нарушением микробных сообществ и инфекционными процессами.

Кто или что стало той самой «волшебной кнопочкой», которая помогла сделать выбор в пользу науки?

— Изначально я случайно оказалась в науке, но впоследствии на целенаправленный выбор повлиял мой научный руководитель.

Считаешь ли ты занятие наукой перспективной лично для тебя? Если да, то почему?

— Наука никогда не стоит на месте и может быть перспективным выбором для любого, кто увлечен своей работой.

Как ты думаешь, наука — это про активную социальную жизнь?

— Да, определенно. Занятие наукой включает взаимодействие с коллективом, коллегами из других организаций, посещение конференций и возможность знакомства с людьми, так же увлеченными наукой.

Не мешает ли занятие наукой личной жизни? Основному обучению? Дружеским встречам и досугу?

— Безусловно, наука требует много времени, но при грамотном планировании можно все успеть.

Как ты думаешь, появились ли у тебя новые личностные качества благодаря занятию научной деятельностью?

— Я думаю, занятие наукой научило меня никогда не сдаваться, находить и пробовать даже самые неочевидные способы решения проблемы.

 

Короткова Елена Владимировна, студентка 4 курса

image019

Для начала расскажи вкратце, какая у тебя сфера научных интересов?

— Сферой моих научных интересов является эндокринология, а уже в ее рамках наиболее интересны сахарный диабет 1, 2 и LADA-типов, а также метаболический синдром в целом.

Когда и как появился интерес к науке? Кто стал твоим наставником?

— Интерес к науке у меня, как бы это ни было странно, появился еще в детстве. Я росла на просмотре «Галилео», что, наверное, и предопределило мое влечение к научной деятельности. Интерес к биологическим наукам появился в школе, когда учительница биологии дала задание исследовать эволюционно-морфологические закономерности развития центральной нервной системы. Изучение органокомплексов животных, анатомии и физиологии человека при подготовке к олимпиадам по биологии побудило интерес именно к медицине.

В университете на научную деятельность меня вдохновило написание научно-исследовательской работы (НИР) на 1 курсе. Я делала НИР по гистологии на тему «Возрастные изменения нейронов и нейроглии человека» под руководством Степановой Елены Олеговны. Было очень интересно, и мне очень повезло с научным руководителем, так как работа с Еленой Олеговной вдохновила и замотивировала меня полноценно прийти к научной деятельности.

На данный момент я занимаюсь научной работой в рамках СНО кафедры патофизиологии под руководством профессора Грызунова Владимира Викторовича и СНО факультетской терапии с уклоном в эндокринологию под руководством Черной Марии Евгеньевны.

Что самое интересное в научной деятельности именно для тебя? Что приносит наибольшее удовольствие?

— Сам процесс исследования: поиск проблемы, каких-либо закономерностей, — и анализа данных. Ну, и общение с экспериментальными животными в доклинических испытаниях.

Какие ты видишь перспективы своего выбора?

— Лично для себя вижу перспективы в возможности совмещать научную и клиническую деятельность. А что касается перспектив в отношении развития медицины — надеюсь, что я смогу поспособствовать поиску более эффективных методов лечения и снижения бремени хронических заболеваний, распространенных в настоящее время.

За время научной деятельности у тебя появилась конкретная мечта, которую ты бы хотела воплотить в жизнь?

— Конкретной мечты пока нет. Живу в моменте, так сказать.

Ты хотела бы изменить что-нибудь или предложить нововведения в научном подходе, который ты выбрала?

— Конкретно в текущих реалиях не знаю, что можно было бы дополнить. Разве что я бы сделала упор на подготовку студентов, которые хотят заниматься научной деятельностью. Мне кажется, нужна программа мастер-классов по научным методам с должным освещением практической части, а именно обучение работе с реактивами, лабораторными животными, оборудованием и лабораторно-инструментальными методами, — все это, так называемая, «мокрая биология». Это имеет значение потому, что зачастую на первых порах страшно делать что-либо самостоятельно, так как нет опыта, и приходится прямо на месте срочно обучаться.

Сейчас особенно актуально обучение IT-методам. Даже многие бесплатные курсы, освещающие основы, составлены не совсем понятно для человека, который с этим прежде никогда не сталкивался, что, конечно, демотивирует многих студентов.

Также необходима юридическая грамотность в вопросах авторского права и интеллектуальной собственности, чтобы защитить свое исследование.

Не мешает ли занятие наукой личной жизни? Основному обучению? Дружеским встречам и досугу?

— Удается совмещать, но это при условии «эксцентричности» моего образа жизни: по сути, все мое время занимает учеба и научная работа, но у меня и нет потребности в том, чтобы как-то иначе проводить свое время — мне так нравится. Сидеть без дела я просто не могу: все время хочется чем-то себя нагрузить, что-то делать, изучать. Трудоголизм!

Получается, большую часть времени ты проводишь за статьями и исследованиями? Или же все-таки ты приверженец науки с позиции активной социальной жизни?

— Скорее, больше времени провожу за работой над статьями и исследованиями. Хотя хотелось бы поучаствовать и в социальном аспекте, но у меня несколько иной склад мышления, характера, которые не очень подходят для этого. Но если подумать, то участие в тех же научных конференциях — чем не активная социальная жизнь?

Как ты думаешь, с какими трудностями может сталкиваться женщина в науке?

— Честно говоря, пока на своем опыте не сталкивалась с таковыми. Возможно, у меня еще все впереди. Знаю, что еще встречаются ситуации предвзятого отношения в целом к женщине как ученому, и к женщине как к врачу в том числе.

Да, к сожалению, с таким пришлось столкнуться не одной женщине в научной сфере деятельности… Тем не менее, за последнее десятилетие были совершены большие успехи! По крайней мере, мне кажется, наука постепенно перестает делиться на «мужскую» и «женскую».

— Да, в целом нет разделения. Может быть, только в плане работы с опасными реактивами или оборудованием, которые особенно вредны для женского здоровья.

Благодарим наших замечательных девушек за ответы на вопросы и желаем им и многим другим представительницам прекрасного пола успехов в научной деятельности!

Авторы: Нермин Муразовна Гусейнова, 506 группа, райтер MC1MED,
 Мария Александровна Погорелова, 318 группа, райтер MC1MED,
 Татьяна Алексеевна Авдеенко, 519 группа, райтер MC1MED

image001

Автор картинки: Елена Владимировна Короткова, 436 группа, дизайнер MC1MED